Социальные институты: катастрофа и восстановление

 

21 ноября 2019 года Командование Миротворческих сил Казачьей Гвардии провело круглый стол на тему: «Социальные институты: катастрофа и восстановление».  Был заслушан доклад президента Академии социальных технологий Юнацкевича П.И.

 

«Социальные институты: катастрофа и восстановление»

 

Юнацкевич Петр Иванович

 

Многие рассматривают современное общество как совокупность людей, плохо поступающих по отношению друг к другу. Веками идет борьба со скотскими привычками, легкому отношению к писанному праву.  Многие воспринимают законы как бумаги, и игнорируют их при первой возможности. Социальное поведение (действия в отношении себя и других людей) зависит от привычки.

Привычка — это сложившийся способ поведения именно так, а не иначе реагировать и относиться к себе и другим. Привычное действие становится для человека в дальнейшем потребностью.

 

Привычное действие сопровождается возникновением приятного эмоционального состояния. Привычное действие совершается автоматически, без волевых и эмоциональных усилий.

Привычное реагирование людей друг на друга создает основу для появления социальных институтов. Это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основные потребности общества. 

Социальный институт (от лат. institutum - установление, учреждение)- это исторически сложившаяся, устойчивая и закрепленная в нормах морали (нравственности, этики, духовной традиции), права система привычек человека.

Эта система включает в себя определенное реагирование человека на следующие явления:

семья;

образование;

культура;

государство;

право;

собственность;

наука;

экономика;

политика;

армия и т.д. 

Социальный институт – это привычное поведение людей, которое обеспечивает достижение предсказуемости, надежности, регулярности определенных отношений человека в разных сферах его жизнедеятельности.

Социальные институты дают людям основание надеяться не только на то, что та или иная потребность будет удовлетворена, но и на то, что декларируемая социальным институтом цель будет достигнута.  Когда социальный институт перестает работать или разваливается, тогда в обществе начинается паника, происходит развал общества и его перестройка на более примитивный тип, когда функцию социального института выполняет клан (объединение политика, чиновника и криминала), который  драматически нарушает общественное устройство.

 Социальные институты определяют жизнеспособность общества и государства. Институциональный, т.е. утвердившийся, отлаженный и регулярный аспект социальной жизни является решающим фактором, определяющим уровень благополучия личности и общества.

Для Международной академии социальных технологий эти институты – важнейшие объекты анализа.

 

Что же мы видим?

 

Во многих регионах мира социальные институты утрачивают свою устойчивость, регулярность, а поведение человека в системе социальных институтов описывается простой формулой: «ничего не делать за большие деньги».  Социальный паразитизм стал некой привычной, комфортной, желанной формой поведения человека.

Печатать и совершенствовать новые законы, направленные на улучшение работы социальных институтов стало бесполезно.  Бумаги новые, а привычки все те же – поступать плохо по отношению к другим.

Мы видим, что нужна не столько правовая работа, сколько новая процедура, которая технологически будет менять привычки людей.

 

Какой сегодня запрос большинства?

 

Быть скотом! Субъектом, ориентированным на удовлетворение биологических и физиологических потреб (поесть, половые удовольствия, обмен эмоциями и информацией без сложного содержания, не заставляющего думать).

Не получать образование, а купить диплом и оценки за обучение!

Не интересоваться традиционной культурой, а проявлять интерес к чудачеству и пошлости, часто выдаваемой за современную культуру.

Паразитические привычки разрушают работу социальных институтов:

- предай вовремя! Это принцип продвижения по карьерной лестнице;

- отрицательный отбор, по которому каждый начальник стремится взять себе подчиненного, который еще глупее, чем сам начальник; востребованы кадры с гибкой совестью, без принципов и морали;

- покупка должностей;

- нет назначений без компромата;

- торговля репутацией, продажа научных званий и регалий, воспевание величия субъектов, о существовании которых ранее никто не знал, и перестанет знать, как только «великие» и «гениальные» перестанут освещаться в СМИ.

Мы видим, что основная привычка – это поступать плохо по отношению к другим людям. Правые регуляторы тут не достаточно эффективны. Нужны новые технологии, которые заставят человека не поступать плохо по отношению к другим. 

 

 

Социальные институты автоматизируют человеческую жизнь. Но мы видим, какие привычки начинают разрушать эти социальные автоматы и формировать один способ поведения – паразитарный.

Человек видит несправедливость, разницу в уровне благополучия, вопиющее неравенство. Малое число часто неустановленных лиц владеет до 90% собственности и ресурсов на той или иной территории.

Некоторые выдающие вредители, именуемые местными политиками, не могут понести наказание за свой очевидный вред государству и местному обществу.  Они даже страдают от безнаказанности, ибо нет силы, которая могла бы их быстро устранить из властных вертикалей, придав им горизонтальные направления.

 

Всем правят кланы, а не социальные институты!

 

Возникают опытные капитаны в море нравственных извращений, которые удерживают кланы во власти, вопреки социальному шторму, общественному недовольству. Эти капитаны знают правила беззакония. Их интересует личная безопасность и собственность. Они задают пример «скотского» поведения по отношению друг к другу.  Невежество капитана заменяет компетенцию, и делает его культом, несменяемым вождем и кормчим, пока случайный удар клюшки при игре в гольф или хоккей не прекратит морской путь бессовестного и безответственного командора.  

Выборы эти капитаны превратили в ритуал продления собственной власти. Их несменяемость утомила общество, но так как общество само поражено привычкой паразитировать, и не может очистить себя от «неугомонного нахала» – «гениального руководителя», то последние приспосабливаются править до своей биологической смерти, в надежде, что их детки смогут унаследовать власть и собственность, и так же будут капитанами властных галер в морях безнравственности.

Вокруг «гениальных руководителей» возникают торговцы репутацией, которые начинают объявлять безответственного разводящего «Помазанником Божьим», «Спасителем Отечества», «Отцом народов», «Главным ученым и культурным деятелем».

В социальных институтах такой деятель не заинтересован, ему более комфортно управлять в так называемом ручном режиме, отдавая личные распоряжения по всем вопросам управления.

Нет привычки отстаивать свои права в обществе.  

Эту привычку надо формировать, чтобы перейти от ручного управления к институциональному, восстановить работу социальных институтов.

 

Почему начался кризис в социальном институте образования?

 

Интерес к овладению определенными знаниями, накопленными предыдущими поколениями, который является одним из важнейших условий динамичного развития общества, жизненного успеха личности, заменился на монетарный интерес.

Учащихся знания перестали волновать, их все чаще волнует один вопрос  - сколько денег могут родители потратить на их развлечения.

Центры знаний из университетов переместились в банки.

Образование из воспитания и обучения превратилось в процесс театрализованного информирования, шоу-мероприятий, платных услуг.  Вместо знаний приобретение репутации выпускника престижного образовательного учреждения, дорого продающего свои документы.

Дети и молодежь не видят связи между личным благополучием и образованностью.  Привычка учиться замещается привычкой присутствия в социальных сетях, выполняющих функцию массовой коммуникации  и информации.

Как социальный институт образование сложилось не сразу. Родители своим примером передавали нужные для выживания знания, умения, навыки своим детям. Дети нередко сами наблюдали за тем, как родители добиваются своего и их благополучия конкретными действиями.

Этим действиям они подражали. Часто эти действия были связаны с причинением вреда другим. Возникала двойная мораль, расхождение слова и дела. 

Там, где родители пытались научить детей не причинять вред другим, результат такого воспитания и обучения не всегда их радовал.

Современное образование как социальный институт, стал характеризоваться следующими качествами:

а) поверхностное и незаинтересованное взаимодействие между участниками этой связи, преподаватели отрабатывают ритуал обучения, ученики отрабатывают ритуал обучения и несут монетарные знаки, которые с них или с родителей собирают организаторы образования;

в) формальная регламентация и контроль за этим взаимодействием;

г) утрата актуальности передаваемых знаний, низкая квалификация молодых педагогических кадров; 

д) расслабленное отношение к учебе, поиск развлечений.

  

Трагедия и комедия социального института экономики

 

Экономика – это процесс производства и обмена материальных и нематериальных благ.  Однако интерес к производству и обмену стал падать. Обострилось желание получать деньги за безделие или потребление почетного труда. Быть безответственным крупным начальником, который делает вид, что очень занят, но фактически занимает престижную должность и ничего не делает. Имитирует работу управленца, члена непрерывных заседаний и совещаний с пятиразовым питанием и ночными похождениями по злачным местам.  СМИ усыпают такого начальника комплиментами, пока ресурсы у последнего не будут сворованы полностью.

Экономисты превратились в экономиксов, - лиц, вставляющих во все экономические процессы посредников, спекулирующих на участии посредников в любом процессе, где предусмотрено финансирование.

 

Укрепление социального института политики через новое отношение к понятию выборов

 

Политика как отношения по поводу распределения общественных благ стала болеть такой социальной болезнью как «несменяемость». Выборы как общественный механизм допуска к власти политиков, превратились в шоу-процессы, за которыми возникла особая категория «насиловиков» - лиц, использующих насилие для удержания своего влияния на распределение общественных благ.

Настало время уточнить смысл самого механизма «выборы».  Выбрать не представляется возможным, так как самоназначенцы не хотят добровольно покидать властные посты. У них сформирована привычка быть несменяемым руководителем, кормчим. Эту привычку изменить без прямого насилия трудно. Желающим может быть причинен неприемлемый ущерб. Поэтому наиболее целесообразно переключится на другие выборы – выборы, кого ратировать из властных иерархий. 

 

 

Сегодня более важно выбирать того, кто нуждается в экстренном увольнении с должности, так как учиненный им вред значителен для общества и ощущается буквально многими людьми.

Важно выбирать, кого выкинуть из властной телеги при несменяемом самоназначенце.  Выборы на ротацию позволяют очистить политический механизм от лиц нетрадиционной нравственной ориентации, по привычке причиняющих вред другим и утративших общественное доверие.

О том, как это сделать технологически, мы скажем ниже.

 

Социальный институт культуры: от бескультурной навязчивости к культурному разнообразию

 

Культура – это устойчивая и закрепленная в определенных традициях, нормах права и морали привычка людей выбирать, хранить и передавать другим символы, образы значимых поступков, идей и предметов, имеющих свою мифологию.

Культура – это непрерывный процесс порождения и представления обществу мифов (культура как мифогенез), в которых передаются  представления людей друг о друге, о месте человека в обществе, о смысле существования, героях, Богах, происхождении всего сущего.

Кризис социального института культуры тесно связан с криминализацией этой сферы, использования откатов в ней под различные культурные программы и проекты. Привычка красть, к сожалению, стала традиционной для случайно возникающих и неслучайно уходящих руководителей.  Она привела к тому, что в культурной сфере сформировались свои кланы (политики + чиновники + криминал), которые стали драматизировать культурные организации и их работников. Торговцы репутацией от культуры также стали вести активные продажи и произвели массу бескультурных и диких людей в лиц, формально имеющих общественное признание как культурные ценности, но неформально даже не знающие или намеренно игнорирующее некоторых назойливых бескультурных работников культуры с их так называемым «творчеством».

Социальные институты, связанные с культурой:

 

Мораль (нравственность) как исторически сложившаяся, устойчивая система норм и правил общественных отношений, закрепленная в общественном сознании людей;

Право как исторически сложившаяся, устойчивая система норм и правил общественных отношений, закрепленная законами государства;

Государство как социально-политический институт общества, обладающий монопольным правом на нормирование (законодательная власть) и регулирование (исполнительная власть) общественных отношений, на разрешение социальных конфликтов (судебная власть), основанном на естественных экономических монополиях (монополия на выпуск денег, монополия на земельные ресурсы, монополия на право взимать налоги, монополия на производство спирта и т.д.);

Семья как исторически сложившаяся, устойчивая и закрепленная нормами права и морали система отношений по поводу биологического и социального воспроизводства людей;

Образование как исторически сложившаяся, устойчивая и закрепленная нормами права и морали система отношений по поводу социального воспроизводства деятельности людей и их различных объединений;

Религия как исторически сложившаяся, устойчивая и закрепленная нормами права и морали система отношений по поводу веры людей и их различных объединений в существование бога и “потустороннего мира”;

Идеология как исторически сложившаяся, устойчивая и закрепленная нормами права и морали система господствующих взглядов людей и их различных объединений на окружающую социальную реальность;

Наука как исторически сложившаяся, устойчивая и закрепленная нормами права и морали система отношений по поводу соответствия деятельности людей и их различных объединений окружающей действительности, увеличивающая возможности человека по ее преобразованию;

Здравоохранение как исторически сложившаяся, устойчивая и закрепленная нормами права и морали система отношений по поводу охраны здоровья людей и их различных объединений;

Природопользование (природосбережение, ресурсосбережение) как исторически сложившаяся, устойчивая и закрепленная нормами права и морали система отношений по поводу использования материалов естественной природы в деятельности людей и их различных объединений;

Финансы как исторически сложившаяся, устойчивая и закрепленная нормами права и морали система отношений по поводу обмена результатами деятельности людей и их различных объединений.

 

Институализация социальных связей достигается:

 

Особым типом регламентации. Как и всякая социальная связь институт основывается, прежде всего, на социальном регулировании взаимоотношений. В социальных институтах механизмы регуляции приобретают более жесткий и обязывающий характер, что обеспечивает регулярность, большую четкость, высокую предсказуемость и надежность функционирования социальных связей. Обязывающая сила социального института органично связана с социальным контролем, с санкциями, стимулирующими желательное поведение, и препятствующими, удерживающими от нежелательного.

 

Четким распределением функций, прав и обязанностей участников институализированного взаимодействия. Каждый должен выполнять свою функцию, а потому и любой другой человек имеет достаточно обоснованные ожидания. Невыполнение обязанностей ведет к применению санкций. В результате поведение личности в рамках социального института обладает большой предсказуемостью, а деятельность институтов - регулярностью, самовозобновляемой сетью.

Регулярность и самовозобновляемость большинства социальных институтов обеспечивает также обезличенность требований к тому, кто включается в деятельность института, замещает выбывшего. Для того, чтобы занять место в институализированных социальных связях, надо взять на себя определенные обязанности и права. Данные права и обязанности представляют собой исторически отобранный, наиболее эффективный вариант поведения участника институализированных социальных связей. Статус, ролевые ожидания предъявляются как предуказания данного социального института, общества. Тем самым обеспечивается относительная независимость функционирования социального института от случайных обстоятельств, его устойчивость и способность к самовозобновлению.

Выполнением определенного круга обязанностей. Это ведет к разделению труда и профессионализации выполнения функций. В этих целях общество может осуществлять специальную подготовку людей для выполнения ими профессиональных обязанностей. Тем самым обеспечивается высокая эффективность институтов.

Для выполнения своих функций институт имеет учреждения, в рамках которых организуется деятельность того или иного института, осуществляется управление, контроль за его деятельностью. Каждый институт должен обладать необходимыми средствами и ресурсами. Институт здравоохранения обладает такими учреждениями, как больницы, поликлиники, имеет свои органы управления. Для деятельности системы здравоохранения нужны ресурсы - помещения, медицинское оборудование, квалифицированные врачи, доверие со стороны клиентов и т.д.

 

Каждый социальный институт имеет:

 

Установки и образцы поведения как распределение прав, обязанностей и ответственности, как распределение статусных ролей, как набор ценностей и целей.  Для института семьи - это привязанность, лояльность, ответственность, уважение; для института государства - послушание, лояльность, субординация, легитимность; для института образования - любовь к знаниям, посещаемость;

Символические культурные признаки как образное обозначение закрепления сложившейся системы отношений. Например, для института семьи - обручальное кольцо, брачный ритуал; для института государства - флаг, герб, национальный гимн, печать; для института образования - школьная эмблема, школьная песня, учебники;

Утилитарные культурные признаки как предметы искусственной среды обитания, созданные людьми для удовлетворения своих жизненно важных потребностей, обеспечивающих нормальное функционирование институтов. Например, для института семьи - дом, квартира, мебель; для института государства - общественные здания, общественные работы, бланки и формы; для института образования - классы, библиотеки, стадионы;

Кодекс устный и письменный - как совокупность правил, норм поведения, а также санкций за их неисполнение. Например, для института семьи - семейные запреты и допущения; для института государства - конституция, законы; для института образования - правила учащихся;

Идеологию как систему господствующих взглядов и теорий, характеризующих деятельность людей, института в целом. Например, для института семьи - это любовь, совместимость, индивидуализм; для института государства - государственное право, демократия, патриотизм; для института образования - академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении.

Перечисленные признаки социального института свидетельствуют о том, что именно в рамках института социальное взаимодействие как глубокое, сопряженное взаимодействие между людьми по поводу того или иного предмета связи (образования или здоровья, труда или науки) приобретает регулярный, самовозобновляющийся, высококачественный характер.

Институализированные социальные связи могут быть формальными и неформальными. Так, институт дружбы имеет многие признаки социального института. Дружба - один из элементов, характеризующих жизнь любого общества, становится обязательным, устойчивым явлением человеческого общества. Регламентация в дружбе достаточно полная, четкая и подчас даже жестокая. Обида, ссора, прекращение дружеских связей - своеобразные формы социального контроля в институте дружбы. Но эта регламентация никак не оформлена в виде законов, административных указаний. У дружбы есть ресурсы (доверие, симпатия, продолжительность знакомства), но нет учреждений. Она отличается от любви, от взаимоотношений с коллегами по работе, от братских отношений, но здесь нет четкого профессионального закрепления статуса, прав и обязанностей партнеров.

Формальные социальные институты имеют общий признак: взаимодействие между субъектами осуществляется на основе формально оговоренных правил, законов, регламентов, положений. Если социальные институты - "могучие канаты" системы социальных связей, то формальные социальные институты - это "металлический каркас", определяющий прочность общества.

 

Социальные институты выполняют следующие функции в обществе.

 

Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт обладает системой норм и правил поведения, закрепленных, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым. Социальный контроль обеспечивает порядок и рамки, в которых должна протекать деятельность каждого члена института. Тем самым институт обеспечивает устойчивость структуры общества. Кодекс института семьи предполагает, что члены  общества делятся  на устойчивые малые группы - семьи. Социальный контроль обеспечивает состояние стабильности   каждой семьи, ограничивает возможность ее распада. Распад семьи - это хаос в сексуальной жизни и невозможности качественного воспитания детей.

 

Регулятивная функция. Она состоит в том, что обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения. Вся жизнь человека протекает при участии разных социальных институтов. Что бы человек не делал, какой-либо социальный институт регламентирует его деятельность. Следовательно, человек с помощью социальных институтов демонстрирует предсказуемость и стандартное поведение, выполняет ролевые требования и ожидания. Такое регулирование необходимо для совместной деятельности.

Интегративная функция. Эта функция включает процессы сплочения, взаимозависимости и взаимной ответственности членов. Это происходит под воздействием институализированных норм, ценностей, правил, системы ролей и санкций. Интеграция упорядочивает систему взаимодействий. Это приводит к повышению устойчивости и целостности элементов социальной структуры.

Транслирующая функция. Общество не может развиваться без передачи социального опыта. Каждый институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей. Это происходит путем расширения социальных границ института и смены поколений. Следовательно, в каждом институте предусмотрен механизм социализации к его ценностям, нормам, ролям. Семья, воспитывая ребенка, ориентирует его на жизненные ценности, которых придерживаются его родители. Государство стремится привить нормы повиновения и лояльности гражданам.

Коммутативные функции. Информация, произведенная институтом должна распространяться как внутри института (с целью управления и контроля за соблюдением социальных норм), так и во взаимодействии между институтами. Эта функция имеет свою специфику - формальные связи. У института средств массовой информации - это основная функция. Научные учреждения активно воспринимают информацию. Коммутативные возможности институтов неодинаковы: одним они присущи в большей степени, другим - в меньшей.    Функции институтов ожидаемы и необходимы. Они формируются и декларируются в кодексах, закреплены системой ролей и статусов. 

Если институт не справляется с выполнением своих функций, то его ждет дезорганизация и изменение. Необходимые функции могут быть присвоены другим институтам.

 

Заключение

 

Социальная катастрофа в государстве и обществе начинается из-за нарушения баланса справедливости. В ходе этой катастрофы перестают работать социальные институты. Их деятельность начинают имитировать, что ускоряет наступление хаоса и слома государственной машины.

 

Чтобы обеспечить восстановление социальных институтов и гарантировать устойчивость власти, нужно применительно к конкретному государству построить модель балансировки справедливости.

Модель балансировки справедливости строят на научной основе, используя дискурсивно-оценочный метод и метод естественных тестов, разработанных нами еще в годы СССР и применявшихся в военно-космических силах.

Автоматизация и практическое применение модели балансировки справедливости в конкретном государстве может гарантировать его суверенитет, безопасность, и устойчивое развитие.

 

 

 
ru Русский en English
ЧАСТНАЯ ПОЛИЦЕЙСКАЯ КОМПАНИЯ "АНТИКРИМИНАЛ"
ЧАСТНАЯ ВОЕННАЯ КОМПАНИЯ «INFOWAR»
НАУЧНЫЙ КОНСОРЦИУМ
ВЫСОКИХ ГУМАНИТАРНЫХ и СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ВОЕННЫЙ ИНСТИТУТ МАРШАЛА БЕРЮЗОВА
ИНСТИТУТ ВОЕННО-ГУМАНИТАРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ЧАСТНАЯ ПОЛИЦЕЙСКАЯ КОМПАНИЯ
ЧАСТНАЯ ВОЕННАЯ КОМПАНИЯ «INFOWAR»
НАУЧНЫЙ КОНСОРЦИУМ высоких гуманитарных и социальных технологий
ВОЕННЫЙ ИНСТИТУТ МАРШАЛА БЕРЮЗОВА
Институт военно-гуманитарных технологий