Мобилизация экономики

 

Новиков Сергей Владимирович

генерал-лейтенант

командующий миротворческими силами

 

Мобилизация экономики осуществляется для продовольственного, вещевого, оружейного, технического, транспортного, энергетического и иного материального обеспечения вооруженных сил государства. Она  заключается в переводе её с мирного на военное положение в целях удовлетворения потребностей в вооружении, военной техники и других материальных средствах в интересах строительства вооруженных сил и ведения боевых действий.

Для этого предусматривается:

кадровая мобилизация;

организация производства по планам войны;

перестройка работ транспорта, связи, капитального строительства;

развертывание актуальных и перспективных научно-исследовательских и опытных работ (НИОКР), обеспечивающих выход на военные и высокие гуманитарные и социальные технологии, позволяющие снизить летальность войны,  обеспечить заданное поведение противника;

проведение мероприятий по повышению устойчивости функционирования военной экономики и народного хозяйства в целом, опираясь на коллективное управление и самоуправление.

Коллектив (от латинского слова collectivus - собирательный) – это относительно устойчивая по кадровому составу группа людей, обладающих развитыми социально-важными качествами, занятых решением конкретной задачи, спаянных общностью целей, организации деятельности, групповым сознанием, чувством коллективизма, товарищескими отношениями, дисциплиной, создающих условия своего существования и развития, управляющих ими. 

Основа возникновения коллектива - общность коренных интересов, продиктованных приоритетом духовного над материальным.

В условиях господства деструктивной идеологии денег (веры в деньги как в Бога) невозможно сформировать систему коллективного управления и самоуправления. Будет всегда мнимая имитационная лицемерная коллективность, создающая лишь видимость общности интересов людей. 

Деструктивная кадровая политика приоритета материального над духовным приводит к угнетению и эксплуатации граждан, что исключает их реальную мобилизацию для защиты Отечества.

Нравственная идеология (или идеология нравственности) заключается в приоритете духовного над материальным. Духовность в светском понимании возникает в результате труда человека на благо других граждан, то есть в ходе созидательной деятельности для ДРУГИХ.

В ходе исследований было установлено, что в реальности контроль финансово-хозяйственной деятельности в регионах мира осуществляют так называемые административные преступные формирования (АПГ), состоящие из должностных лиц органов публичной власти, суда и безопасности. Такие группы мотивированы личными корыстными интересами и любая мобилизация в таких странах носит имитационный характер по определению в силу корыстной направленности АПГ, контролирующих региональные экономики. 

СССР был заинтересован в сохранении такой обстановки на территории потенциальных противников и мы не обращали на это обстоятельство внимания мирового сообщества. Однако после развала СССР территория постсоветского пространства взята под контроль АПГ, которые являются основным препятствием в осуществлении мобилизации экономики. 

Как разгромить АПГ?

Путь один: формировать управленческие коллективы в органах публичной власти, корпорациях, образовательных и иных социальных структурах, институтах гражданского общества.

Как общность коллектив формируется в совместной деятельности, основываясь на нравственном правиле и дискурсивно-оценочном методе по формуле: 

 

III-C + ДОМ = Коллектив

 

где

 

III-C обозначает нравственное правило III-C (не вредить себе (С1), соседям (С2), среде (С3) ни мыслью, ни словом, ни делом; созидать для себя, соседей, среды мыслью словом и делом;

ДОМ – дискурсивно-оценочный метод, под которым понимается  способ регулирования отношений граждан во всех сферах жизнедеятельности, основанный на открытом обсуждении, групповой экспертной и массовой гражданской оценке социально-значимых действий публичных лиц (конкретных должностных лиц органов власти) с научно-этических позиций, заданных глобальным экологическим принципом, глобальным экологическим нравственным принципом и нравственным правилом III-C.

 

 

Глобальный экологический принцип (ГЭП): человек не должен вредить себе другим людям и среде обитания.

Глобальный экологический нравственный принцип (ГЭЭП): вести себя нужно так, чтобы не вредить себе, другим людям и среде обитания.

Нравственное правило III-C:

не вредить себе (С1), соседям (С-2), среде обитания (С3) ни мыслью, ни словом, ни делом; созидать для себя, соседей, среды обитания мыслью, словом, делом.

 

С1 + С2 + С3

М + С + Д

 

Коллектив формирует также целенаправленное воздействие общества и государства. Это воздействие может заключаться в подготовке всех руководящих кадров государства по специальной учебной программе «Формирование управленческих коллективов», в ходе освоения которой формируются знания и умения такие коллективы создавать в органах публичной власти, институтах гражданского общества, корпорациях и частных организациях.

Коллектив нельзя декретировать, учредить, специально организовать, хотя декретом можно положить начало такого объединения людей, которое впоследствии станет коллективом. 

В становлении коллектива решающее значение имеет взаимодействие соединенных в группу людей, укрепление их межличностных и профессиональных связей, которыми и определяется степень сплоченности коллектива и уровень его зрелости. 

В СССР различали первичный (контактный) и основной (большой, дистантный) коллективы. В первичном коллективе (бригада, школьный класс, студенческая группа, войсковое отделение, взвод, рота  и др.) все его члены находятся в непосредственном общении и знают друг друга по совместной работе, учебе, службе и т. д. Они уважают и поддерживают каждого члена коллектива. Не вредят и созидают друг для друга.

Основной коллектив состоит из первичных коллективов. Среди всех коллективов основными являются управленческие, служебные и трудовые, а среди трудовых коллективов важнейшие производственные. Согласно Закону СССР «О государственном предприятии (объединении)» (1987 г.) эти коллективы осуществляют самоуправление. 

Для того, чтобы обеспечить мобилизацию экономики, необходимо формировать единый механизм коллективного управления процессом  распределения кадровых, финансовых и материальных ресурсов. Это исключит коррупцию, воровство бюджетных средств, обеспечит качественную мобилизацию экономики, нейтрализует АПГ как вызов угрозе национальной безопасности общества и государства.

Как живой социальный организм коллектив возникает, достигает определенного уровня развития и прочности, а в зависимости от выполнения поставленной перед ним общественной задачи и достижения собственных целей может существовать в течение длительного времени. Например однополчане продолжают встречи и общение, выпускники одного курса (сокурсники) также продолжают сохранять коллектив своего курса по времени, встречаясь один раз в год или в пять лет. Многие взаимодействуют постоянно со своими однокурсниками и товарищами по службе и труду.

Угрозу коллективу несет деструктивная идеология, основанная на культе денег (идеология-технология денег), включая культивирование эгоизма, вседозволенности, безнравственности, отрицание идеалов патриотизма, служения Отечеству, естественного продолжения жизни, ценности крепкой семьи, брака, многодетности, созидательного труда, позитивного вклада своей страны в мировую историю и культуру, разрушение традиционной семьи,  пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений.

Коллектив подвержен социальным болезням, возникающим по причине нарушения его нормального функционирования, изменения внутреннего психологического климата, связей, недостаточности или перегруженности деятельностью, неправильного сочетания его интересов с общественными интересами (групповой эгоизм, утрата перспективы, вхождение к криминальный сговор, смена приоритетов с духовные на материальные и др.).  Социопатизация коллектива ведет его к распаду и ликвидации. Она возникает в случае проникновения на руководящие посты в управленческом коллективе социопата, человека лишенного совести, сострадания, использующего социальную маскировку (лицемерие, имитация, обман, манипуляции, интриги) для защиты своего произвола.  Социопат быстро увольняет всех нелояльных себе, подавляет индивидуальность каждого, авторитетных людей дискредитирует и преследует в том числе используя незаконное уголовное преследование. Поэтому каждый коллектив нуждается в психолого-психиатрическом обеспечении, направленном на выявление и профилактику социопатии.

Профилактика социопатии также осуществляется по социальной формуле: 

 

III-C + ДОМ = Здоровый коллектив

 

Таким образом, без кадровой мобилизации невозможно выполнение всех мероприятий и планов по переводу экономики на режим предвоенного и военного времени, в том числе и режим защиты от санкций. Сформированные в регионах страны системы управления состоят из лиц, не обладающих нужными социально-важными и профессионально-важными качествами, на которые и будет направлена основная нагрузка предвоенного и военного времени, а также периода санкций.

Формирование управленческих коллектив в органах гражданского и военного управления, трудовых и учебных коллективов, военных коллективов является единственной мерой, способной обеспечить не имитационный перевод экономики на режим предвоенного и военного времени, период действия санкций.  В коллективе, а не в группе или команде, наиболее эффективно осуществляется формирование, укрепление и развитие социально-важных и профессионально важных качеств, составляющих социальную, нравственную и деловую основу кадрового потенциала страны.

Экономическая мобилизация включает в себя:

кадровую мобилизацию, которая заключается в формировании управленческих коллективов во всех органах публичной власти и служебных, учебных и трудовых коллективов в социально-экономической сфере;

использование власти и денег как доступного для граждан инструмента созидания;

мероприятия по мобилизационной подготовке кадров;

непосредственно процесс перевода экономики с мирного на военное положение;

развитие собственного производства и независимости от иностранного сырья, кадров, технологий, товаров и продуктов, комплектующих.

Управленческие коллективы осуществляют следующие функции: 

целеполагание: поддержка приоритета духовного над материальным, совмещение нравственных целей граждан, общества и государства;

мотивация: использование технологий визуализации обратных социальных связей – экосоциальных технологий, для дисциплинирования и мобилизации членов управленческих, служебных, учебных и трудовых коллективов, в том числе и коммерческих групп, ориентированных на социальные цели, на достижение которых они тратят свою прибыль;

планирование;

организация;

исполнение;

контроль и учет производства, распределения и потребления материальных средств в необходимых для обороны страны количествах.

Эти функции реализуются в ходе дискурсивно-оценочных практик, гарантирующих адекватные обстановке решения.

 

 

Кадровая мобилизация в предвоенное и военнное время, а также в целях повышения живучести публичной власти

 

 

Набор, отбор и сопровождение подготовки и профессиональной деятельности государственных служащих в СССР с использованием разработанных военной научной школой СССР (В.А. Чигирев, П.И. Юнацкевич)  методов:

ГОЛ – метод групповой оценки личности;

КОЛ – метод коллективной оценки личности;

МДС - моделирование деятельности специалистов;

МЕТ - метод естественных тестов;

ППО – психолого-психиатрическое обеспечение; 

ПЛ – профилирование личности;

АДО – анализ данных о субъективных и межсубъективных отношениях;

МЭ – мобилизация экономики;

были направлены на предупреждение развала СССР. Для этого после отбора на этапе сопровождения подготовки и профессиональной деятельности государственных служащих проводилась работа по формированию из групп специалистов и управленцев управленческих коллективов и коллективов подразделений органов государственной власти, в первую очередь в стратегических силах СССР, чтобы обеспечивать сдерживание агрессивной политики блока НАТО и международных деструктивных организаций. 

Изучение опыта государственного управления в странах НАТО и других государствах, находящихся в сфере влияния США и Великобритании показало, что там активно проводится политика подмены системы государственного управления, настроенной на реализацию идеи служения своей стране, на бизнес-модель, проводимую различного рода некоммерческими организациями, в том числе частными тренерами, консультантами, методологами, программами MBI и тому подобными.

Основная цель бизнес-модели подготовки государственных кадров – отбирать социопатизированных лиц (лидеров), жадных, лицемерных, циничных, без эмпатии, сочувствия к другим и ответственности, настроенных на извлечение прибыли и реализацию своего властного произвола. Повсюду запускались и финансировались программы подготовки лидеров, формирования команд из таких лиц, деструктивные качества которых приводили к деструктивной кадровой политике, построенной на эгоизме и личном обогащении любой ценой. Так формировались управленческие группы, банды-команды, которые продвигались в органы управления европейских и иных государств, что привело к продажности руководства и полной зависимости стран от колониальной паразитической политики, проводимой мирскими захребетниками и хозяевами мировой валюты. 

В СССР данные программы подготовки лидеров, банд-команд воспринимались как идеологическая диверсионная деятельность. Во внутренней политике СССР проводилась работа по формированию управленческих и трудовых (в том числе военных) коллективов, сплоченных общей идеей служения СССР, товариществом, симпатией, эмпатией, взаимовыручкой и поддержкой. Руководителями коллективов  назначались товарищи с мест, хорошо владеющие всеми местными вопросами, пользующиеся доверием населения и коллег по работе. Каждый руководитель, командир и начальник обучался методикам формирования коллектива, сплочения коллективов. Такой подход исключал сценарий развала страны. Также, особенно в стратегических силах СССР активно использовался эффект дисциплинирования от применения дискурсивно-оценочного метода в управлении и визуализации обратных социальных связей (АДО – анализ данных о субъективных и межсубъективных отношениях), который был автоматизирован:

Чигирев В.А., Селегень В.П., Крюков М.П. Теоретические основы и методы совершенствования управления подготовкой военных специалистов. Концепция локальной системы непрерывной подготовки кадров / Под редакцией А.И. Захаров и В.А. Чигирева. – Министерство обороны СССР, 1990.- 863 с.;

Чебаков В.П., Чередников В.Е., Чигирев В.А. Автоматизация управления подготовкой военных специалистов / Под редакцией А.И. Захарова и В.А. Чигирева. – Санкт-Петербург, Военный инженерно-космический институт имени А.Ф. Можайского, 1992. – 181 с.

Кулганов В.А., Прокопьев П.Л., Юнацкевич П.И. Методы психолого-педагогической коррекции функциональных состояний военных специалистов. Часть 1. Психолого-педагогическая диагностика и коррекция суицидального поведения военнослужащих. – Санкт-Петербург, Военная инженерно-космическая краснознаменная академия имени А.Ф. Можайского, 1997. – 181 с.

 

Если силовые структуры (КГБ СССР, МВД СССР, Прокуратура СССР, Верховный Суд СССР, Министерство обороны СССР) поставили заслон проникновению деструктивной кадровой политики, то в гражданские органы управления, особенно в сфере экономики стали проникать под видом оптимизации деструктивные лица (например, секта саентологов, школа методологов, игровиков и другие криминализированные структуры), которые в играх с директорами советских предприятий приучали к тому, что быть «красным директором не эффективно», нужна коммерческая деловая хватка, направленная на захват и удержание власти и коммерциализацию отношений в сфере производства и потребления, распределения финансов и иных благ СССР.

Сложились банды-команды, которые проникли в органы гражданского управления СССР и стали растаскивать СССР «по карманам», приватизировать всё, что можно и нельзя (предприятия специального военного назначения, сырьевые организации), развалили систему государственного управления экономикой, финансами. Что привело к развалу СССР и 30-летию блуждания народов бывшего СССР в потемках безнравственности, спекуляции, эгоизма и произвола.  На пространстве бывшего СССР банды-команды стали основой для появления нового вида преступности  - АПГ (административные преступные группы).

АПГ основано на корыстном сговоре по извлечению административной ренты, торговли функциями и должностными полномочиями руководителей органов публичной власти в тесной связке с силовыми структурами. Дошло до того, что руководитель каждой структуры в органах публичной власти стал продавать должности, требовать от подчиненных приносить деньги в так называемую «общую кассу» («общак»). Это привело к тому, что каждая структурная единица органа публичной власти, государственного учреждения образования, науки, культуры, права, спорта, туризма, здравоохранения, промышленности, сельского хозяйства, экономики и финансов, сырьевой и энергетической отраслей деградировала в коммерческую единицу, перед которой была поставлена только одна цель – любыми путями извлекать прибыль из деятельности этой организации.

Управленческие коллективы в 90-х годах прошлого века были расформированы. Все авторитетные специалисты и руководители с развитым чувством долга и личной ответственности за порученное дело были уволены. Большинство из них не пережило моральной травмы, полученной от деструктивной идеологии культа денег (идеологии денег), захватившей мышление и поведение должностных лиц в иерархических социальных структурах на постсоветском пространстве.

Низкий уровень социально-важных качеств, эмпатии и развитый эгоизм лидеров постсоветской эпохи ликвидировали все коллективы – как управленческие, так и трудовые. Бизнес-подход к управлению (клиентоцентричность, человеческий капитал, управленческие команды, лидеры школы, региона, страны), опирающийся на деструктивные качества личности (жадность, лицемерие, беспринципность, пренебрежение к интересам ДРУГИХ людей) заменил государственное управление.  Имитация, обман и притворство ценности служения Отечеству стали способами обхода всех кадровых процедур набора и отбора на государственную службу. Кадровые службы оказались без эффективных инструментов выявления и контроля социально-важных и профессионально-важных качеств личности государственных служащих. А выданный кадровым службам арсенал различных психологических методик и инструментов прошлого века (включая детектор лжи), оказались на деле малопригодными к распознанию обмана и притворства, и таким образом не смогли защитить государство от проникновения туда социопатизированных лиц. 

По заданной из-за рубежа программе подготовки коммерческих кадров в государствах-участниках СНГ стали готовиться лидеры. Они оказались непригодными к созданию коллективов, но проявили способности занимать руководящие места, формировать банды-команды, трансформировать их в АПГ (административные преступные группы) и организовывать на местах сбор административной ренты, захватывать контроль над финансово-экономической деятельностью местных предпринимателей и бизнесменов, не используемых в АПГ как «прокладки» для целенаправленного разворовывания бюджетных средств. Эту деструктивную деятельность стали прикрывать имитацией социального государства, подменив имитацией все функции государственного управления и местного самоуправления. Имитация коснулась всех сфер регулирования общественных отношений по поводу распределения благ. 

Также следует отметить, что современные военные конфликты наглядно вскрыли имитацию в обороне и безопасности государства и общества. 

Лидерские конкурсы и игры стали представлять угрозу безопасности государства. К сожалению, в их распространение и масштабное финансирование вовлечены лица, принимающие финансовые решения (ЛПФРы). Таким образом развал страны получил финансовую подпитку из национального бюджета, что недопустимо.

Деструктивная идеология денег диктует деструктивную кадровую политику по массовому воспроизводству лидеров, которых не поддерживает и не знает общество. Эти лидеры распределяются в органы управления регионами страны, формируют там  управленческие команды, которые под действием деструктивной идеологии трансформируются в банды-команды. Всё завершается переходом банды-команды по управлению регионом в АПГ (административную преступную группу). Так закладывается мина под российскую государственность и национальную безопасность.  Внезапные массовые протесты, возникающие то там, то здесь, тому сигнал.

Однако на эти вызовы адекватным ответом выступает государственная нравственная политика.

 

 

Эта политика предполагает в целях недопущения развала страны подготовку управленческих коллективов на местах из местных товарищей, а не присылать банды-команды, возглавляемые безнравственными «варягами из центра» и назначать их руководителями. Вместе с тем, если на местах сформированы АПГ, то только «варягами из центра» их и нужно заменять, увольняя целые правительства, администрации, департаменты и службы. При этом также важно осуществлять данные мероприятия в ходе дискурсивно-оценочных практик, обсуждая и оценивая каждое решение с экспертами, специалистами, гражданами, членами коллективов.  Тех же, кто сопротивляется своему увольнению по возрасту, назначать в наставники, сохранять за ними почетные места и кабинеты, чтобы передавать их созидательный опыт (при наличии) молодым кадрам. Молодым же давать везде дорогу, так как им по силам решать сложные задача, а опытные «старые» кадры должны перемещаться в педагогические системы при органах публичной власти для сохранения и укрепления социально-важных и профессионально-важных качеств молодых специалистов и руководителей и членов управленческих коллективов. В любом случае судьбу каждого определять на коллегиальной основе, с уважением и почетом. 

Важно при этом на местах растить новую элиту, формировать нравственные управленческие коллективы, а не команды. Следует уйти от понятия «команда», так как от команды до банды и АПГ буквально один безнравственный шаг. 

Почему надо готовить управленческие коллективы на местах из местных кадров? Они знают обстановку и коллектив во всём разберётся. 

Это и есть переход к коллективному руководству, который предписывается нравственной политикой государства.

Только так можно купировать фундаментальную угрозу безопасности общества и государства.

 

 

Литература

 

 

Аляпкин С.Ф., Юнацкевич П.И. Оценка нарушения поведения у военнослужащих срочной службы – одно из направлений психопрофилактики в войсках // Материалы юбилейной научно-практической конференции врачей, посвященной 160-летию со дня основания 442 окружного военного клинического госпиталя имени З.П. Соловьева «Опыт оказания специализированной медицинской помощи в окружном госпитале».   – Санкт-Петербург, Военно-медицинское управление Ленинградского военного округа, 1995. – С. 99.

Вениаминов В.Н., Иванов В.П., Миронов С.В., Попов И.Р. Автоматизированная система коллективной оценки личности на базе персональной ЭВМ АСКОЛ-П: Методическое пособие. – Ленинград, Ленинградское высшее военное инженерное училище связи имени ЛЕНСОВЕТА. – 71 с.

Козлов А.Н., Юнацкевич П.И. Как и чему учиться: Учебно-методическое пособие. – Рига, Рижское высшее военно-политическое училище имени Маршала Советского Союза Бирюзова С.С., 1991. – 104 с. 

Кулганов В.А., Прокопьев П.Л., Юнацкевич П.И. Методы психолого-педагогической коррекции функциональных состояний военных специалистов. Часть 1. Психолого-педагогическая диагностика и коррекция суицидального поведения военнослужащих. – Санкт-Петербург, Военная инженерно-космическая краснознаменная академия имени А.Ф. Можайского, 1997. – 181 с.

Чигирев В.А., Селегень В.П., Крюков М.П. Теоретические основы и методы совершенствования управления подготовкой военных специалистов. Концепция локальной системы непрерывной подготовки кадров / Под редакцией А.И. Захаров и В.А. Чигирева. – Министерство обороны СССР, 1990.- 863 с.

Чебаков В.П., Чередников В.Е., Чигирев В.А. Автоматизация управления подготовкой военных специалистов / Под редакцией А.И. Захарова и В.А. Чигирева. – Санкт-Петербург, Военный инженерно-космический институт имени А.Ф. Можайского, 1992. – 181 с.

Юнацкевич П.И. Проблемы совместимости слушателей в учебных коллективах / Багрецов С.А., Кулганов В.А., Горелов И.П. Социально-психологические аспекты изучения личности и коллектива. - Санкт-Петербург, Военная инженерно-космическая краснознаменная академия имени А.Ф. Можайского, 1996. – С. 228 - 231.

Юнацкевич П.И. Основы психолого-педагогической диагностики и коррекции суицидального поведения. – Санкт-Петербург, Военная инженерно-космическая краснознаменная академия имени А.Ф. Можайского, 1998. – 180 с.

Юнацкевич П.И. История разработки и применения дискурсивно-оценочного метода в СССР / Серия книг: Теория и методика профессионального обучения и воспитания взрослых. - Санкт-Петербург, Научный консорциум высоких гуманитарных и социальных технологий, 2022 – 61 с.
 

 

Приложение

 

Социально-важные качества личности

 

Новое качество человеческого потенциала характеризуется формированием, закреплением и поддержкой следующих социально-важных качеств (СВК) личности гражданина:

СВК-1: научное мышление – способность и готовность осуществлять поиск, критический анализ и синтез научно-методической информации, применять научные рекомендации для решения поставленных задач;

СВК-2: нравственное  мышление - способность и готовности применять нравственные идеалы для решения поставленных задач; нравственность – это общее выражение свойств человека, которые выполняют функцию этического регулирования отношений между членами общества; это особый настрой мышления и поведения, позволяющий не причинять вред себе, окружающим, среде обитания; формируется с помощью других граждан и организаций, постоянно корректирующих поведение и самооценку человека;

СВК-3: нравственно-правовое  поведение – способность и готовности вести  себя по отношению к другим нравственно, не нарушать законы;

СВК-4: коллективное поведение - способность и готовность осуществлять социальное взаимодействие при решении жизненных и профессиональных (учебных) задач, взаимопомощь, брать на себя ответственность и исполнять взятые на себя обязательства; умение вовлекать других в свое созидательное дело, поставить себя в коллективе и завоевать авторитет; развитие коллективных начал общества - это способность и готовность человека осуществлять формирование своей семьи, профессионального коллектива на базе идеологии нравственности (не вредить и созидать), разделяемой и поддерживаемой членами семьи, профессионального коллектива, органами государственной власти;

СВК-5: патриотизм – чувство гордости за принадлежность к своему Отечеству и готовность защищать Отечество с оружием в руках, мужественно выносить тяготы и невзгоды защиты Отечества; патриотизм возникает как следствие нравственного поведения, установления и поддержания справедливости в обществе и государстве, обеспечивает готовность граждан к защите Отечества.

СВК-6: воспитанность гражданина – качество, которое характеризует сформированную привычку поступать по совести, нравственно во всех жизненных ситуациях. 

СВК-7: образованность гражданина – качество, которое характеризует преобладание духовных ценностей над материальными в структуре мировоззрения человека, сформированную привычку созидательной деятельности и социальной активности, направленной на преобразование окружающей действительности; образованный человек становится субъектом деятельности, он перестает быть объектом обмана и манипуляций деструктивной идеологии, критично воспринимает действительность и активно придает ей нравственное координирующее начало, владеет дискурсивно-оценочным методом, разделяет идею нравственного пути человечества и руководствуется ей в повседневной жизнедеятельности;

СВК-8: вера – внутренний эмоционально-чувственный процесс познания действительности, опирающийся на эмоциональный опыт коллективного поведения и совместного труда людей; один из древнейших способов познания и преобразования действительности, позволяет людям, которые верят друг другу, объединяться, кооперироваться и осуществлять совместную деятельность, созидательно трудиться, не вредить другим людям, создавать крепкую семью и брак (союз женщины и мужчины);

СВК-9: благополучие человека – чувство, отражающее сохранность соматического и психического здоровья, легитимности приобретенных богатств  с помощью общественно-полезного труда, в том числе приобретение знаний и умений созидательного труда и безвредного поведения.

СВК-10: великодушие – чувство человека, проявляющееся в его бескорыстии, победе над собственной жадностью, глупостью, подлостью, завистью, лицемерием и иными отрицательными качествами человека, а также преодоление умственной скромности;

СВК-11: взаимопомощь – привычка человека помогать и поддерживать других  людей, оказавшихся в опасности, сложной жизненной ситуации; это врожденное чувство человеческого единства, с помощью которого балансируется внутривидовая агрессия;

СВК-12: взаимоуважение – привычка человека выражать положительное отношение к качествам личности других людей, с которыми он находится во взаимодействии; формируется в процессе нравственного воспитания и обучения; закрепляется примерами подражания проявления взаимоуважения со стороны влиятельных субъектов к конкретному человеку;

СВК-13: гуманизм – это нравственное чувство человека, которое проявляется в привычке поступать по совести по отношению к себе и другим людям; главным признаком гуманистического мышления является возведение человека для человека в качестве ценности; гуманное отношение человека к человеку проявляется в том, что человек не причиняет вреда другим людям и созидает для других людей;

СВК-14: достоинство личности рассматривается с двух сторон; с одной стороны, достоинство личности — один из важнейших конституционных принципов, положенный в основу правового статуса личности, а также регулирующий взаимоотношения человека, общества и государства; с этой позиции закрепление за человеком прав и свобод и их реализация являются проявлением принципа достоинства личности; с другой стороны, достоинство личности является качеством человека, которое формируется в процессе оценки этой личности другими людьми; достоинство составляет нравственное мышление и поведение человека, его созидание для себя и других, а также умственные способности критическим воспринимать действительность и проявлять субъективную активность по влиянию на улучшение окружающей социальной действительности; улучшая других людей, человек улучшает и себя; это улучшение может иметь разные формы: созидательный труд во благо других людей, участие в массовых этических оценках, воспитание и обучение других, просвещение, научная работа, культурная деятельность, искусства и художества, политика как вид нравственной общественной и государственной деятельности.

СВК-15: дружба – процесс устойчивых личных отношений между людьми, основанный на разделении общих идей, нравственной идеологии, симпатии, уважения, общих интересов, духовной близости, взаимной привязанности, понимания и поддержки друг друга;

СВК-16: жизнь (ценность человеческой жизни) – это взаимосвязанный процесс функционирования человека как биологическое, физиологическое и социальное явление, направленное на воспроизводство новых поколений людей не вредящих себе и друг другу, а также созидающих для себя и друг друга; ценность жизни человека заключается в его жизни для общества, а не в жизни для себя, т.е. степень ценности жизни определяется степенью соответствия жизнедеятельности индивида интересам других людей; если эти интересы нравственные, то и ценность человеческой жизни приобретает свое высокое значение; если человек выступает объектом эксплуатации и угнетения, то его жизнь не имеет ценности для эксплуататоров и угнетателей; в нравственном обществе и государстве ценность человеческой жизни абсолютна; никто не имеет права отнять у человека жизнь, так как он не создает угрозы и вреда себе и другим людям;

СВК-17: историческая память – отражение и закрепление в общественном мнении событий, информация о которых передается из поколения в поколения путем устной и письменной речи, литературы, а также с помощью работников образования, культуры, науки, искусств, кино и музеев;

СВК-18: преемственность поколений заключается в передаче от поколения к поколению идей, идеологии, отношений, способов труда и преобразования действительности, культурного кода (привычек и типовых поступков человека), традиций, ритуалов и обычаев, знаний, умений и навыков, которыми ранее владели предыдущие поколения; проявляется в том, что человек помнит и уважает своих предков, родителей, учителей, наставников, научных руководителей, хранит и передает их традиции своим преемникам;

СВК-19: единство народов государства -  это чувство дружбы народов страны,  скрепленное общей идеологией,  нравственным воспитанием и обучением, государственным и общественным непрерывным контролем уровня профессионального соответствия управленческих кадров, совместным ведением хозяйства и справедливым разделением результатов совместного труда;

СВК-20: коллективизм – чувство долга перед своим профессиональным (учебным) коллективом и личной ответственности за благополучие других людей, с которыми человек вместе созидает;

СВК-21: крепкая семья – чувство принадлежности человека к семье (как союза мужчины и женщины), в которой поддерживается доминирование духовных ценностей над материальными, проявляется в способности не вредить своим членам семьи и созидать для них, осуществлять семейное воспитание и обучение, принимать участие в совместной трудовой деятельности;

СВК-22: любовь – чувство глубокой эмоциональной и физической привязанности и устремлённости к другому человеку, ставшему объектом симпатии, увлеченности, создавшему чувство безопасности и безвредности совместной деятельности;

СВК-23: милосердие — чувство жалости к побежденному врагу, прощение его для создания основания к совместной созидательной деятельности;

СВК-24: надежда - положительно окрашенная эмоция, возникающая при напряжённом ожидании исполнения желаемого и предвосхищающая возможность его свершения; 

СВК-25: ответственность за судьбу Отечества – чувство человека, характеризующиеся переживаниями личной ответственности за происходящие в Отечестве события и  осуществление действий, направленных на противодействие внешним и внутренним врагам Отечества;

СВК-26: приоритет духовного над материальным выражается в преобладании нравственных идей, идеологий в регулировании поведением человека, чем материальное стимулирование этого поведения; несовпадение идеологии и назначения материального стимулирования приводит к противоположному результату и недостижению целей материального стимулирования поведения;  духовность возникает тогда, когда человек работает во благо других, не вредит другим, созидает для других;

СВК-27: служение Отечеству – активное участие гражданина в процессе защиты Отечества от различного рода внешних и внутренних врагов, создающих угрозы и причиняющих вред соотечественникам; формы участия могут быть формальными и неформальными; формальное служение Отечеству – это когда гражданин занимает соответствующие должности государственной военной или гражданской службы и должным образом исполняет свои обязанности, профессионально соответствует занимаемой должности; неформальное служение Отечеству – это когда гражданин, невзирая на свои должности и звания, проявляет чувство личной ответственности за защиту Отечество, самостоятельно и коллективно выявляет и пресекает деструктивную деятельность внешних и внутренних врагов Отечества; 

СВК-28: совесть – это способность человека критически оценивать свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие должному поведению; совесть как этический регулятор поведения формируется в процессе нравственного воспитания и обучения, является одной из форм самоконтроля; совесть ориентирована на самосохранение и благополучие индивида, на принятые групповые нормы, ожидания окружающих или мнение авторитетов; в качестве нравственного регулятора, совесть осуществляется как внутренний мыслительный процесс, ориентирующий человека на непричинение вреда себе и другим людям; СО-Весть – это совместная весть других, указывающих на нравственный путь развития человека; утрата совести может иметь как биологический, так и физиологический и социальный характер; человек без совести – социопат, он не чувствует боли других людей, способен их угнетать и эксплуатировать, совершать против людей любые преступления ради личного благополучия;

СВК-29: справедливость – чувство человека, которое возникает в ответ на нравственное поведение человека и других людей, при котором поступки, мысли и слова едины, соответствуют представлениям людей о должном поведении и распределении общественных благ согласно нравственному правилу III-C: не вредить себе (С1), соседям (С2), среде (С3) ни мыслью, ни словом, ни делом; созидать для себя, соседей, среды мыслью, словом, делом;

СВК-30: созидательный труд – деятельность человека, в ходе которой создаются материальные и нематериальные блага для других людей, которые дают положительные обратные связи, потребляя данные блага; 

СВК-31: сохранение и укрепление традиционных ценностей - сохранение и укрепление традиционных ценностей, культуры и исторической памяти обеспечивается нравственным единством человека, общества и государства; нравственность человека является необходимым условием самого существования традиционных ценностей; сохранение и укрепление традиционных ценностей обеспечивается и поддерживается открытостью социальных процессов, процедур государственного управления и местного самоуправления, свободным обсуждением и этической оценкой поведения граждан и организаций;

СВК-32: товарищество – это отношения между людьми, основанные на общности их идей, идеологии, мировоззрения, интересов, проявляющиеся во взаимной помощи и солидарности, уважении и доверии, доброжелательстве и симпатии, созидательной деятельности;

СВК-33: честь -  обладание человеком рядом морально-психологических качеств, которые другими людьми оцениваются как качества, заслуживающие уважения, образующие репутацию такого человека; бесчестие – утрата таких качеств, разрушение репутации человека в результате его безнравственных действий;

СВК-34: авторитет в коллективе – уважительное отношение членов коллектива к конкретному своему члену, который показывает пример, как надо поступать в конкретной жизненной и профессиональной (учебной) ситуации;

СВК-35: здоровый образ жизни без вредных привычек (злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков);

СВК-36: социальный интеллект как способность человека оценивать себя глазами других людей и осуществлять самокоррекцию поведения;

СВК-37: умственный труд как способность человека к умственному труду, которая проявляется в освоении научных знаний и умений переложить полученные знания в жизнь. 

 

Задачи формирования социально-важных качеств личности гражданина:

 

1. Обеспечить организацию всеобщего нравственного обучения, просвещения и пропаганды нравственности в образовательных учреждениях, средствах массовой информации и с помощью информационно-коммуникационных ресурсов. Обучение направлено на формирование нового типа гражданина (повышения качество человеческого потенциала): гражданин – это  нравственный человек, которые не вредит и созидает. Просвещение должно быть направлено на наглядное представление преимуществ нравственного поведения и обеспечивать предоставление гражданскому обществу примеров наступления правовой ответственности за безнравственность, не этичное поведение и бессовестность.

2. Защита граждан от деструктивной идеологии.

Деструктивная идеология – это искаженное восприятие действительности, когда материальные ценности доминируют над духовными. С помощью деструктивной идеологии осуществляется моральное разложение человеческого потенциала, превращение его в массу эгоистов и потребителей, паразитирующих на обществе. Деструктивная идеология разваливает человеческие отношения, дегуманизирует их, является угрозой национальной безопасности.

Сторонник деструктивной идеологии – лицо, которое в своем поведении руководствуется материальными мотивами во вред другим людям и государству.

Носитель деструктивной идеологии – лицо, в мировоззрении которого материальные ценности возобладали над духовными.

Распространитель деструктивной идеологии – лицо, которое агрессивно навязывает другим людям примат материального над духовным.

Задача всех мероприятий плана – защита граждан от деструктивной идеологии, чтобы воспитать нового нравственного человека созидающего труда и безвредного поведения.

3. Обеспечить установление справедливости, которая устанавливается и поддерживается нравственными действиями граждан, организаций, органов государственной власти.  Государственное управление и местное самоуправление осуществляются с нравственных позиций. Все решения  государственной власти  и органов местного самоуправления носят нравственный характер, что обеспечивает их легитимность и справедливость. Безнравственность обществом и государством  осуждается, недостойное и вредное поведение  граждан публично порицается.

Граждане могут оценивать действия руководящих  кадров. Этот процесс дополняется публичным обсуждением, осуждением или одобрением.

Несоблюдение нравственных норм  является основанием  для последующего увольнения по утрате доверия, что обеспечивает солидарность общества с органами государственной и муниципальной власти, гарантирует  общественную и государственную безопасность.

Граждане и организации регулируют свою деятельность с учетом этических оценок. Учет положительной или негативной этической оценки осуществляется самостоятельно в форме принятия надлежащих мер к восстановлению и поддержанию общественного и государственного доверия, сохранению своей репутации.

4.  Проведение на регулярной основе занятий (уроков) нравственности. Для воспитания нравственности в образовательных учреждениях и иных организациях проводится  урок (занятия) нравственности.

В ходе урока (занятий) нравственности  граждане овладевают умением давать публичные нравственные оценки событиям и действиям, которые совершаются другими субъектами. Умение распознавать безнравственные поступки в собственном поведении, и поведении других граждан и организаций – обязательный учебный результат проведения уроков  (занятий) нравственности.

Подготовка и реализация уроков (занятий) нравственности обеспечивается органами государственной и муниципальной власти, координируется институтами гражданского общества, заинтересованными гражданами и организациями. 

 

Инструменты реализации государственной политики сохранения и укрепления нравственности общества, государства и вооруженных сил

Правовыми инструментами реализации государственной нравственной политики являются:

а) совершенствование нормативно-правовой базы;

б) разработка органами публичной власти документов нравственного обучения и воспитания кадров, финансирования данных мероприятий.

Основными организационными инструментами реализации государственной нравственной политики являются:

а) разработка органами публичной власти планов мероприятий по нравственному обучению, направленному на формирования социально-важных качеств личности граждан;

б) оценка проектов (в том числе информационных и иных материалов), программ и мероприятий государства на предмет соответствия нравственности при решении вопроса о целесообразности их государственной поддержки;

в) мониторинг достижения целей государственной нравственной политики;

г) осуществление органами публичной власти контроля за соответствием финансируемых за счет средств бюджетов бюджетной системы мероприятий целям и задачам государственной нравственной политики;

д) привлечение институтов гражданского общества, в том числе религиозных организаций, к участию в реализации государственной нравственной политики.

Научно-аналитическими инструментами реализации государственной нравственной политики являются:

проведение исследований по вопросам, связанным с реализацией государственной нравственной политики, включая оценку эффективности реализации соответствующих программ и проектов;

разработка методических рекомендаций по реализации государственной нравственной политики.

Информационным инструментом реализации государственной нравственной политики является взаимодействие органов публичной власти со средствами массовой информации и массовых коммуникаций в целях популяризации и продвижения идеи безвредного и созидательного поведения граждан.

Мониторинг достижения целей государственной нравственной политики требует разработки соответствующей системы показателей, основанных на следующих данных:

а) анализ данных об отношениях;

б) данные социально-оценочных сетей;

в) результаты дискурсивно-оценочных практик в стране, визуализация негативного гражданского согласия.

 

Финансовое обеспечение мероприятий по реализации государственной нравственной политики осуществляется за счет средств бюджета, а также за счет средств бюджетной системы, за счет иных источников финансирования в случаях, предусмотренных законодательством. При этом подготовка проектов бюджетов государства  должна осуществляться с учетом целей и задач государственной нравственной политики – воспитание нравственного гражданина.

Ожидаемый результат реализации государственной нравственной политики: формирование  у граждан социально-важных качеств путем обучения и нравственного воспитания граждан, направленного на формирование  безвредного и созидательного поведения во всех сферах жизнедеятельности. 

 

 

Новиков Сергей Владимирович

генерал-лейтенант

командующий миротворческими силами

ru Русский en English
ЧАСТНАЯ ПОЛИЦЕЙСКАЯ КОМПАНИЯ "АНТИКРИМИНАЛ"
ЧАСТНАЯ ВОЕННАЯ КОМПАНИЯ «INFOWAR»
НАУЧНЫЙ КОНСОРЦИУМ
ВЫСОКИХ ГУМАНИТАРНЫХ и СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ВОЕННЫЙ ИНСТИТУТ МАРШАЛА БИРЮЗОВА
ИНСТИТУТ ВОЕННО-ГУМАНИТАРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ЧАСТНАЯ ПОЛИЦЕЙСКАЯ КОМПАНИЯ
ЧАСТНАЯ ВОЕННАЯ КОМПАНИЯ «INFOWAR»
НАУЧНЫЙ КОНСОРЦИУМ высоких гуманитарных и социальных технологий
ВОЕННЫЙ ИНСТИТУТ МАРШАЛА БЕРЮЗОВА
Институт военно-гуманитарных технологий