Философия, методология и технология образования XXI века
Новиков Сергей Владимирович
командующий Миротворческими Силами
генерал-лейтенант
Профессор Института экосоциальных технологий
Аннотация: В статье дается характеристика содержания образования третьего тысячелетия – оно должно быть нравственным, обеспечивать переход с устаревшей парадигмы мышления (человек – паразитический, вредящий другим) к новой (человек не вредящий и созидающий).
Ключевые слова: образование третьего тысячелетия, дискурсивно-оценочный подход.
Образование третьего тысячелетия – это обучение и воспитание человека нравственного, созидающего.
Человечество в ходе жизнедеятельности создает и передает новым поколениям опыт выживания и развития. Этот опыт перенимается естественным путем в ходе подражания людей друг другу. С появлением неравенства возникли различные исторические формы и уровни образования.
Важную роль во влиянии на общество играют элиты, представителям которых подражают другие категории населения, перенимают их ценности и отношения, которые переносят друг на друга. Образованная и нравственная элита является базой просвещенного общества, условием процветания граждан. Деформация нравственности элиты приводит к расколу в обществе и утрате воспитания из процесса образования. Это питательная среда для непрерывных взаимных грабительских войн и криминализации общества, появления двойных стандартов и эксплуатации человека человеком. Возникает социальный паразитизм, сотрясающий общество холодными и горячими гражданскими войнами и вооруженными конфликтами.
Появляются специфические субкультуры и знания, имеющие антиобщественных характер (терроризм, экстремизм, нацизм, криминал), возникает передача антиобщественного опыта в этих субкультурах.
Передача накопленного производственного, социального и духовного опыта последующим поколениям людей стала важнейшей предпосылкой существования и развития человеческого общества и одной из его существенных функций. Именно поэтому воспитание неотделимо от развития человеческого общества: оно присуще ему с самого начала его возникновения. В этом смысле иной раз воспитание считают "общей и вечной категорией", подчеркивая положение о том, что как общественное явление, как специфическая деятельность по подготовке подрастающих поколений к жизни оно существует в обществе на всех этапах его развития.
Главным правилом воспитания является соблюдение в поведении каждого человека нравственного правила: не вредить себе, другим, природе ни мыслью, ни словом, ни делом; трудиться для себя и других мыслью, словом и делом.
Нравственный принцип – это способ поведения людей, обеспечивающий развитие человечества, основанный на учете и оценке каждым социальным субъектом ущерба (вреда), наносимого той или иной деятельностью (бездеятельностью) других социальных субъектов в процессе общения (дискурса).
Нравственность – особый настрой мышления и поведения социального субъекта, позволяющий не наносить ущерб (вред) себе, окружающим, среде обитания, гармония духовных и материальных устремлений и действий, баланс прав и обязанностей социальных субъектов.
Соблюдение нравственного принципа в воспитании позволяет получать новые поколения трудолюбивых и безопасных друг для друга людей. Именно получение нового человека, который свои личные интересы способен поставить на второй план и сосредоточится на общественных задачах и поручениях. Такого нового массового человека сейчас нет. Его только предстоит получить. А без новых технологий эту задачу не решить.
Повседневная жизнь во многом опирается на традиции, и апелляция к ней — стандартный прием практической аргументации педагога и учителя.
Обращение к традиции — обычный способ аргументации в воспитании. Наши моральные установления и поступки в значительной степени определяются традицией воспитывать человека для других. В созидании для других, человек созидает и себя.
Все попытки обоснования или усовершенствования системы морали, абстрагирующиеся от традиции, неизбежно остаются декларативными и не имеющими никаких практических последствий.
Аргумент к традиции неизбежен во всех научных рассуждениях, в которые входит «настоящее» как тема обсуждения или как один из факторов, определяющих позицию исследователя. Воспитать человека нравственного можно только опираясь на его участие в традиции.
Это важная основа образования третьего тысячелетия – забота о воспроизводстве в обществе его традиций.
Однако, как показывают исследования Института экосоциальных технологий (Юнацкевич П.И., Чигирев В.А., Мазур О.А., Новиков С.В., https://ist.ast.social), традиции бывают двух видов: нравственные и безнравственные.
Причем, безнравственные традиции передаются путем подражания. Дети, молодежь и взрослые берут пример с тех, кто такие традиции поддерживает.
Например:
мздоимство;
взяточничество;
лиходейство;
любовь к деньгам;
корысть;
поиск выгоды во всём и во всех;
спекулянтство;
торгашество;
предательство;
лицемерие;
паразитизм;
лень;
безответственность;
наушничество;
доносительство;
подлость;
умственная скромность;
посредственность;
социальная трусость;
эгоизм;
тщеславие
и тому подобные традиции, воспроизводимые в семье, обществе и государстве.
Этим безнравственным традициям нужно противопоставить систему нравственного обучения и воспитания, обеспеченную в первую очередь примером нравственного поведения, повторение которого формирует новую нравственную традицию, гарантирующую безопасность личности, семьи, общества и государства.
Корысть, приоритет личных интересов над государственными и общественными как безнравственная традиция подрывает безопасность государства, является условием разжигания войны и масштабирование её на новые территории.
Проблемы современного образования
Система образования во всех странах мира за последние годы испытала множество сложностей, связанных как с внешними обстоятельствами глобального характера, так и с внутренними изменениями. Особенности современного периода развития образования требуют на новом уровне учета проблем современного образования, в том числе проблемы высшей школы.
Проблемы, существующие в высшей школе, вытекают из социального противоречия, порождаемого имущественным расслоением граждан, ростом бедности и снижением платежеспособности многих категорий взрослого населения.
Сами знания для многих категорий молодежи утратили привлекательность, так как они видят, что экономическая и социальная карьера многих их сверстников ни как не связана с их образованностью.
Получение образования стало восприниматься как ритуал получения формального допуска, получения документа об уровне образования, при сохранении необразованности и тяги к совершению преступлений по мотивам подражания некоторым молодым лицам, родители которых уводят своих детей-правонарушителей от всяческой ответственности, воспитывают уже не «золотую» а «бриллиантовую» молодежь, для которой учеба – лишняя трата времени.
Престиж знаний, образованности, профессионализма подвергается ломке. Это влечет за собой появление такой категории кадров, которые способны только перераспределять материальные блага в свою пользу, минуя стадию классической образованности.
У общества складывается впечатление, что некоторые чиновники министерства образования прилагают усилия к переводу образования в формат профанации, имитации, симулякра (социальной структуры, имитирующей свои социальные функции). Наличие этого вредоносного обстоятельства обусловлено тем, что некоторые лица в органах управления стремятся лишь укрепить себя как территориальную организацию власти за счёт злоупотребления административным ресурсом в свою пользу, и искажая демократию как форму правления, дискредитируя выборную технологию в глазах избирателей.
Нет оснований утверждать обратное, видя, сколь часто волеизъявление лиц, выражающиеся в стремлении получить высшее образование в особенности экономического, и юридического - подвергается забвенью в виду коммерческого подхода к приобретению статусных документов об уровне образования.
В настоящий момент времени наряду с правящим классом, - стоит государство в виде единоличных органов, которые не стесняются в выборе средств, когда благоустройство благополучия сводится к личному пространству. Цели, в угоду достижения которых, используются безнравственные средства – это безнравственные цели. Всё это характеризует уровень коррупции, и мздоимства в государстве.
Образование - это индикатор социального благополучия. В том случае, если система образования претерпевает крах, то социальное благополучие будет подвергнуто увяданию. Отношение к образованию как объекту экономии бюджета – это следствие все той же безграмотности, поразившей многих управленцев в конце XX и начале XXI веков, оставшееся в наследство современному образованию.
Анализ деятельности образовательных учреждений свидетельствует о том, что некоторые деятели от государства явно недооценивают труд педагогов, ученых и вообще всех тех, кто работает в системе образования. И таким образом государство снижает свой интеллектуальный потенциал и степень своей независимости.
Из вышесказанного следует, что отнюдь не в интересах власти побуждать своими, идущими в противоречие со своей подлинной природой - действиями, - ставить общество в столь радикальное положение. Поэтому самому государству необходимо активно взаимодействовать с обществом, его передовой частью – учеными, педагогами, родителями. Ибо только общество, законно и системно порицающее государство по факту выявления его пассивности в отношении развития системы образования (и иных элементах несостоятельности), способно изменить ход событий этого порядка вещей. Это упорядочит и сбалансирует все прорехи, складывающиеся в результате имеющих место фундаментальных изъянов и минусов в современной системе образования, и не приведёт государство к последней инстанции под названием революция или государственный переворот.
Впрочем, не всякая революция есть предвестник краха. В некоторых случаях революция как акт народной воли может отождествляться с понятием эволюция, что как стадия развития страны - есть её прогресс.
Нужно начинать не имитационный, а реальный масштабный диалог с населением страны, вовлекать его в образование и управление государством, создавать дискурсивные площадки взаимодействия власти и общества. Образование – это общественно-государственный процесс, основанием которого является педагогическое и научное общение всех участников этого процесса – учащихся, родителей, педагогов, ученых, администрации. В этом процессе суть образования XXI века.
Воля человека определена желаниями и ценностями, которые в силу дефектов образования становятся безнравственными. И эти безнравственные ценности граждане хранят, берегут, передают следующим поколениям, обрекают их на войны и испытания.
Такая безнравственная ценность как деньги (вера в деньги как в Бога, их вожделение) опасна для любого образования. Чтобы нравственные ценности стали основой образования, предлагается использовать дискурсивно-оценочных метод, основанный на групповой экспертной и массовой оценке социально-значимых решений. Опираясь на дискурсивно-оценочный подход можно возродить образование как благо и социальную функцию государства, вернуть ему престиж, превратить в социальный лифт, основу отбора во власть и допуску к распределению благ и ресурсов.
Дискурсивно-оценочный процесс, прямое общение учителя и ученика в достаточном для воспитания и обучения количестве и качестве, а не тестовые и другие бюрократические контрольные процедуры – суть образования XXI века.
Дискурс и оценка учителя и ученика как основа государственно-общественной системы образования, должно конструироваться на следующих правилах:
участие в дискурсе и оценке открыто для любого способного к речи учащегося, родителя, учителя, педагога, ученого, руководителя учреждения образования при его полном равноправии со всеми остальными участниками дискурса;
в дискурсе и оценке запрещается осуществлять какое-либо принуждение в целях достижения согласия;
участники дискурса и оценки вправе действовать лишь на основе нравственного правила – не навредить друг другу и созидать друг для друга.
Общая ценность – человек, идеал – нравственный человек, который соблюдает этическое правило: не вреди и созидай, характеризуется приоритетом духовного над материальным, общественными интересами над частными.
По отношению к фактически существующему монологу многих чиновников от образования, дискурсивно-оценочный процесс является идеальной речевой ситуацией, обеспечивающей возникновение вдохновения, социального оптимизма участников образования.
Мы полагаем, что идеальная речевая ситуация представляет собой необходимую предпосылку, из которой должны исходить все участники фактических коммуникативных практик в образовании.
Дискурсивно-оценочная процедура должна прийти на смену тестовым, приказным, монологовым практикам.
Если мы говорим об образовании XXI века, то именно дискурсивно-оценочный процесс должен стать его основой. В речевой коммуникации появляется, корректируется и передается знание, порождаются новые смыслы, утверждаются или разрушаются ценности.
В общении происходит образование, в монологе оно утрачивается. По этой причине понятен всеобщий протест педагогической общественности в отношении ЕГЭ, бюрократизации и «интернет-капканов» для научной общественности, загнанной в непонятные для всех формальные оценки качества образования и науки, которым заменили общение педагогов и ученых с учениками.
Образование – это процесс, непрерывный коммуникативный акт, языковая реальность, поддерживаемая участниками учебной, воспитательной, экзаменационной дискуссии. Воссоздать эту реальность – задача образования XXI века. Оценивать формальными инструментами эту реальность, не прошедшими проверку педагогическим дискурсом и оценкой, - означает губить образование и дальше, это мракобесие, невежество, подражание неудачным формам контроля образования без понимая его сути – дискурсивности, оценочного характера, непрерывной речевой коммуникации и совместных учебных и трудовых действий.
Методология образования постиндустриального (информационного) общества или эпоха техники и компьютера
20 ноября 2009 года Совет глав правительств государств-участников СНГ утвердил План взаимодействия государств-участников СНГ по расширению применения дистанционных образовательных технологий на период до 2012 года, в котором исполнителем пункта 2.9 «Совершенствование средств и методов информальных образовательных технологий, разработка информационного и программного обеспечения информальной образовательной среды государств-участников СНГ» является Институт экосоциальных технологий.
Информальное образование – учебные и воспитательные воздействия, осуществляемые через управляемый хаос, среду (информационную среду сети Интернет). По сути, это средовые воспитательные и учебные воздействия, которые принимаются объектом воздействия, минуя стадию критики.
Научный консорциум высоких гуманитарных и социальных технологий и ряд институтов Академии экосоциальных технологий выполнили принципиально новые работы по:
созданию рабочих моделей социальных сетей информального образования (влияния) на основе реализации информальных образовательных технологий;
учебному и воспитательному воздействию информационных среди моделированию новых сетевых инструментов информального образования в СНГ;
использованию квазиметрических измерительных шкал в управлении воспитательными и учебными неформальными воздействиями;
структурированиюи визуализации вербальных сетевых форумов (дискурсов), технологически обеспечивающих информальный образовательный эффект.
Специалистами институтов Академии экосоциальных технологий (АЭСТ) получены принципиально новые результаты в теории и практике управления социальными ризоморфными процессами (управление хаосами).
Сегодня имеется возможность реализовать новые подходы к конструированию социальных сетей информального образования или сетей влияния с использованием новых видов сетевых зависимостей (воспитательных зависимостей от сети) субъектов пользователей сети. Эта сетевая зависимость формируется и корректируется обществом. Она конструируется с развитием у субъектов-пользователей специфической потребности влияния на окружающую среду (новый вид индивидуального воспитательного влияния на среду с получением так называемых «порций влияния»).
Другими словами, пользователь сети получает возможность в режиме реального времени влиять на социальные процессы, воспитывать конкретного социального субъекта, оценивая его социальные действия и имея возможность видеть результаты своего влияния.
Такого вида зависимость мотивирует субъекта на постоянное присутствие и работу в сети информального образования.
Модернизация даже небольших, например, локальных социальных сетей на базе новых подходов к использованию информальных образовательных дистанционных технологий позволяет создать и реализовать новый продукт для массового пользователя сети, способной стать глобальной образовательной средой третьего тысячелетия.
Каждый субъект получает свой инструмент влияния на процессы повседневной жизнедеятельности.
Модифицированные сети могут эффективно влиять на воспитание граждан, процессы устойчивого развития государств, противодействовать региональным и межрегиональным преступным административным бандформированиям, противостоять недобросовестной конкуренции, и т.п.
Каждый пользователь социальной сети нового поколения, получая порцию «влияния» (порцию власти), эффективно мотивируется на постоянное присутствие в сети, которое становится неотъемлемой частью его жизнедеятельности.
По сути дела, порции «влияния» выполняют функцию педагогического воздействия одного социального субъекта на другой.
Практическое внедрение результатов исследований Института экосоциальных технологий уже сегодня позволяет реализовать то, о чем столько лет говорят специалисты в области гуманитарных наук во всем мире. Например, удалось реализовать принцип негативного гражданского согласия, что позволяет эффективно воспитывать граждан, минимизировать коррупционные проявления, сдерживать агрессию, в том числе и вооруженную.
Гражданское согласие (позитивное или негативное) – мнение социальных субъектов, выраженное в оценочной (многобалльной) форме, по поводу действий других социальных субъектов.
Визуализация негативного гражданского согласия в виде динамических картинок позволяет создать принципиально новые социальные сети информального образования (сети влияния). Их функцией будет не только информирование и коммуникация, но и полноценное информальное образование (обучение и воспитание средой) взрослого населения.
Это позволит преодолеть недостаток постмодернизма, где «субъект умер», и вновь говорить о возрождении субъекта (суверенного субъекта), без которого невозможна никакая реальная модернизация и созидание.
Сегодня мир только переходит к очередному технологическому укладу, и государство, запустившее новые социальные сети, сможет занять здесь лидирующие позиции, предложив миру эффективные процедуры, которые будут балансировать свободу и справедливость. Это и есть новые подходы к образованию XXI.
Философская основа образования XXI века – дискурсивно-оценочный подход
Основная проблема современности – неравенство в отношении распределения материальных благ. Она порождает все остальные проблемы: терроризм, экстремизм, войны, криминал, социальные болезни. Держится эта глобальная проблема на идее, захватившей умы и души граждан (мировоззренческая парадигма) – коммерческо-потребительский подход к организации жизнедеятельности (основная цель – прибыль, ценность – деньги, средство – торговля).
В итоге сформировался современный турбо-паразитический капитализм, обеспечивающий ускоренный рост материальных благ социальных паразитов и их воспроизводство.
Особенность турбо-паразитического капитализма заключается в том, что не нужно в несколько поколений монополизировать распределительный механизм материальных благ. Можно за несколько лет создать себе такой капитал, который ранее мог формироваться несколькими поколениями. В условиях турбо-паразитического капитализма человек, взявший за основу своего мышления идею личного обогащения любой ценой, захвативший место в распределительном механизме материальных благ, мгновенно обогащается и позволяет себе приобретать дорогие вещи (яхты, острова, и даже страны).
Прогресс технологий резко уменьшает количество рабочих мест и увеличивает количество ненужных людей. При турбо-капитализме мир становится полон лишних людей.
Прибыль, жажда наживы становятся основным мотивом, который обеспечивает устойчивость коммерческо-паразитической парадигмы.
Старые этические регуляторы в условиях турбо-капитализма теряют свою эффективность. В современной экономике многие гуманитарные технологии направлены на манипуляцию поведением человека. Информационные манипуляции (или «информационно-коммуникационный массаж мозгов») делают мир не познаваемым для большинства граждан.
Поэтому сегодня надо применять новые подходы к образованию XXI века, которое будет решать вопрос нравственного воспитания детей, молодежи и взрослых, этического регулирования поведения субъектов. Надо решить старую проблему: «Как заставить человека не поступать плохо по отношению к другим?». Для этого важно создать новую нравственную инфраструктуру общества.
В коммерческо-потребительской парадигме человек всего лишь инструмент получения прибыли, удовлетворения угрызений жадности. Современный турбо-паразитический капитализм не имеет духовного содержания и не может им обзавестись в принципе. Подражающие социальным паразитам некоторые представители разных религиозных конфессий своей благополучной жизнью сами дискредитируют веру, становятся торговцами утешением. Это создает благоприятную ситуацию для размножения различных сект и псевдо-учений, сводит усилия многих уважаемых верующих к минимуму в борьбе с бесовщиной, богоборчеством, греховностью, безверием.
По этой причине задача образования XXI века – смена мировоззренческой парадигмы.
Как же перейти к новой парадигме мышления, где основной ценностью будет человек? Но не просто человек (торгаш, делец, хитрец, ловкач, паразит и т.п.), а нравственный человек, не причиняющий вреда другим.
Проблему неравенства усугубляет глобальный паразитизм. В публичной сфере часто декларируется цель – благо народа.
Благо народа – это избавление от социальных паразитов. Ограничение социального паразитизма – редкий пример абсолютного социального блага.
Для смены мировоззренческой парадигмы нужны новые нравственные ценности, цели и средства.
Важнейшая ценность для общества – это нравственный человек.
Цель общества – воспитание и обучение нравственного человека, опираясь на которого человечество разрешить все свои проблемы и прекратит летальные войны.
Средства – идеология-технология нравственности, которая и была предложена нашими учеными Чигиревым В.А. и Юнацкевичем П.И.
Идеология-технология нравственности является экологической социальной технологией. Она включает в себя свободно принимаемую и разделяемую большинством социальных субъектов идею нравственности как идею не причинения вреда; и связанную с ней процедуру измерения нравственности социальных субъектов.
Измерение нравственности социальных субъектов осуществляется в процессе этической оценки их социальных действий. В результате каждый социальный субъект получает индивидуальный индекс нравственности, постоянно корректируемый в процессе дискурсивных практик.
Индивидуальные индексы нравственности социальных субъектов используются другими субъектами в обеспечении открытости гражданского общества и его государства.
Данная технология позволяет запускать в работу нравственные кодексы для различных социальных групп.
Одно из самых важных достижений Чигирева В.А. и Юнацкевича П.И. – это определение понятия «индекс нравственности». Это численный показатель вреда от социальных действий или бездействий субъекта. Формируется в процессе этического оценивания.
Информация о значениях индекса нравственности социальных субъектов является открытой и доступной.
Как же заставить человека не поступать «плохо по отношению к другим? Кто может его заставить так себя вести?».
Чигирев В.А. и Юнацкевич П.И. дали ответ на это вопрос: «только другие!». Отрицать существование «других» людей невозможно. Можно вести дискуссию – «есть ли Бог или его нет», но «другие» люди присутствуют в жизни каждого человека. Это реальность.
«Другие» создают человека, дают ему имя, образование, культуру, Бога, делают его человеком, назначают его героем или преступником.
Ученые для созидания нравственного человека разработали технологию, которая может использоваться в образовании XXI века.
Данная технология основана на глобальном экологическом принципе: не вреди себе, соседям, среде обитания. Из глобального экологического принципа следует глобальный этический принцип: веди себя так, чтобы не вредить себе, соседям, среде обитания.
Опираясь на глобальный этический принцип сформулировано бриллиантовое правило для общества или нравственное правило поведения «Три С»: не вреди себе (С1), соседям (С2), среде обитания (С3) ни мыслью, ни словом, ни делом; созидай для себя, соседей, среды обитания мыслью, словом, делом. Это ядро дискурсивно-оценочной этики.
Реализация нравственного правила «Три С» возможно в современных информационных виртуальных средах. Соединение возможностей IT-технологий и социальных технологий дает возможность создания дискурсивно-оценочных сред, где каждый оценивает поведение каждого.
Этот синтез позволяет создавать дискурсивно-оценочные регуляторы поведения (сетевые дискурсивно-этические регуляторы), выступающие рабочим механизмом образования XXI века.
В чем состоит это образование? Его суть – восстановление доверия граждан друг к другу, и к органам власти, улучшение социальных отношений за счет такого воспитания и обучения, которое позволяет гражданам добиваться постоянного снижения уровня социального паразитизма в обществе. Это обеспечивает эффект возникновения социальный справедливости.
Дискурсивно-оценочные регуляторы поведения (сетевые дискурсивно-этические регуляторы) – это виртуальные сетевые конструкции образования третьего тысячелетия, создающиеся на основе следующих принципов:
Принцип дискурса: все должно обсуждаться.
Принцип открытости: обсуждение и оценка в обществе являются открытыми и общедоступными процедурами, в которых по произволу может принять участие каждый.
Принцип автора: субъект дискурса и оценки должен быть известен всем, его идентификационные данные гарантируют возможность обратной связи с ним обсуждаемого и оцениваемого социального субъекта для коррекции позиций и установления справедливости.
Принцип комментария: каждый участник дискурса и оценки может комментировать как свою позицию в дискурсе и оценку, так и позицию другого участника дискурса и оценки.
Принцип шкалирования (оценивания): все должно оцениваться, объект дискурса и оценки рассматривается с помощью «лингвистической линзы» – шкалы оценки вреда, применение которой позволяет наглядно увидеть субъекту и объекту дискурса и оценки значения массовой этической оценки и их динамику в зависимости от поведения оцениваемого субъекта.
Принцип визуализации (наглядности): простота, доступность и ясность представления и визуализации дискурса и массового этического оценивания в информационных средах.
Разработка и запуск в работу дискурсивно-оценочных регуляторов поведения социальных субъектов позволит создать образование XXI века как глобальную образовательную среду.
Дискурсивно-оценочные регуляторы поведения (ДОРПы) – это перспективное средство образования, которое невозможно без дискурсивно-оценочных сред.
Уровень развития высоких гуманитарных и социальных технологий позволяет при внедрении дискурсивно-оценочных регуляторов не апеллировать к политическим институтам. Это движение может идти по пути частных проектов и общественных инициатив, направленных на переход образования на новые стандарты образования XXI века.
Дискурсивно-оценочные регуляторы реализуют идею влияния каждого на других. Участие в массовой этической оценке приводит к формированию социально активных граждан, способных созидать и влиять.
Дискурсивно-оценочные регуляторы – это механизм достижения общественного согласия.
Дискурсивно-оценочные регуляторы делают социального паразита культурным изгоем цивилизации.
Экосоциальная технология образования XXI века
Экосоциальная технология – это воспроизводимое средство для достижения цели. Её суть проста: организация профессионального и общественного обсуждения и оценки конкретного социально-значимого решения. Субъектами этих решений являются должностные лица органов власти. Объектами обсуждения и оценки – проекты и или действующие нормативные, законные и подзаконные акты, административные решения, распоряжения, постановления и приказы. Результат оценки и обсуждения коррекция данных решений с учетом мнения профессионалов (экспертов и специалистов) и масс граждан. Коррекция административного решения возможна на всех этапах управленческого цикла – целеполагание, планирование, мотивация, организация, исполнение, контроль.
Под воспитанием понимают комплекс технологий, направленных на целенаправленное формирование личности и создание у нее заданных отношений к себе, другим и стране. Создаются и поддерживаются одобряемые обществом поступки, закрепляются нужные знания, традиции и обычаи, регламентируется поведение человека в соответствии с нравственным правилом: вести себя нужно так, чтобы не причинять вреда себе, другим и стране. Осуществляется формирование способности целенаправленно заниматься какой-либо деятельностью, требующей усилий, созидания для себя, других и для страны.
Пережитком раннего этапа развития государства стало ослабление воспитания личности, что привело в ряде случаев к утрате способности к созидательному труду, не возможности прилагать усилия к достижению какой-либо цели. Жизнь для собственного удовольствия без привычки трудиться породила лиц, профессионально непригодных к государственной и муниципальной службе, производственной, предпринимательской и общественной деятельности, сформировала паразитарные установки и стала питательной средой для криминализации общества, устремления к получению легкой наживы.
Набор технологий, методов, ритуалов, практических действий, призванных формировать из ребенка и подростка гражданина в соответствии с представлениями старшего поколения и государственной власти существенно ослаб. Многие практики социализации детей перестали носить системный характер, в образовании сохранился учебных блок и выпала воспитательная компонента.
С появлением социальных сетей воспитательная работа была перехвачена сетевыми сообществами и собственниками информационно-коммуникационных ресурсов иностранного происхождения, в которых такие явления как трудолюбие, нравственность, гражданственность и патриотизм были размыты.
Профессиональные участники воспитания (родители, учителя, педагоги, работодатели и руководители) стали утрачивать способность корректировать поведение детей, появилось поколение необразованной молодежи, исповедующей сугубо утилитарное, монетарное неэтичное (безнравственное) отношение к другим и стране. Двойные стандарты стали все шире распространятся в обществе. Люди перестали доверять друг другу, общественным, частным и государственным организациям. В итоге возникла угроза утраты гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения и взрослых.
Для преодоления этой ситуации можно разработать и применить технологическое обеспечение, которое дополнит традиционную культуру, где социализация подрастающего поколения производилась всеми членами гражданского общества как часть обычной жизни.
В основу технологического обеспечения воспитания гражданственности и патриотизма подрастающего поколения положено этическое основание: сначала воспитывается гражданин, а потом патриот. Гражданин – это человек, соблюдающий нравственное правило: не вреди себе, другим и своей стране; созидай для себя, других и страны; цени и уважай свою страну высокой культуры и нравственности. Настоящим патриотом может быть только нравственный человек. Он не предаст и не продаст Родину. Безнравственный гражданин – это предатель на войне, вор или паразит (человек без привычки трудиться) в мирной жизни.
Ключевая задача воспитания гражданственности и патриотизма – привитие привычки нравственных поступков на каждый день. Решается она личным примером нравственного патриотического поведения руководителей и начальников всех уровней власти. Нет такого поведения, и граждане страну защищать не хотят. Он нуждаются в том, чтобы их ценили, уделяли внимание, вникали в нужды и заботы.
Нет заботы - нет патриотов.
Динамику общества, элит, приток свежих сил и средств в экономику обеспечивают не столько деньги, сколько люди. Качество человеческого фактора измеряется нравственностью, т.е. соблюдением такого поведения, которое не причиняет вреда другим. Это обеспечивает возникновение взаимного доверия друг к другу, к общественным, частным и государственным организациям, приток новых сил и средств как в частные, так и в государственные отношения.
Для технологического обеспечения воспитания гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения нужно создать в государстве дискурсивно-оценочную среду, которую государство и гражданское общество будут использовать для непрерывной коррекции поведения и самооценки человека. В этой среде человек будет постоянно отвечать на вопросы:
Кто ты есть?
Как тебя оценивают другие?
Идентификация каждым жителем себя как нравственным гражданином и патриотом принципиально важна и обеспечивается дискурсивно-оценочной средой.
Основа воспитания – это технология введения во все сферы жизнедеятельности этического информационного инструмента, обеспечивающего оценивание поведения и фрагментов поступков каждого человека. Без оценки поведения его коррекция не возможна. Каждому молодому человеку нужна обратная социальная связь. Без системы обратной связи воспитание гражданственности и патриотизма невозможно.
Оценка поведения складывается из оценки фрагментов поведения. Для этого необходима система массового, группового оценивания, его учет и обработка.
Этическая оценка – определение уровня нравственности социального субъекта.
Шкала этической оценки (бинарная, десятибалльная и т.п.) – способ оцифровки и визуализации оценки уровня нравственности социального субъекта.
Массовая этическая оценка – оценка социальными субъектами действий (нравственности) любых других социальных субъектов с позиций нанесения или ненанесения ущерба (вреда) в целях достижения гражданского согласия для блокирования безнравственных (порочных, паразитических) решений и действий.
Мы разработали систему воспитания нравственного человека как систему массового этического оценивания (Институт нравственности). Для запуска данной системы в технологии образования важно практическое участие всего педагогического сообщества и поддерживаться оно будет подвижниками народного просвещения.
Таким образом, образование XXI века строится на реализации дискурсивно-оценочного подхода, который позволит получить человека нового качества – человека нравственного, созидающего, который придет на смену человеку паразитическому, безнравственному, артефакту истории образования последних двух тысячелетий непрерывных горячих и холодных войн, неравенства и несправедливости.
Выводы
1. Современное образование ориентировано на воспитание и обучение нравственной личности гражданина, со сформированными духовными, нравственными, интеллектуальными, физическими качествами. Процесс образования осуществляется на коллективной профессиональной основе. В управленческих, научных, образовательных и профессиональных организациях формируются коллективы. Они осуществляют отбор, набор, подготовку, повышение квалификации и профессиональное использование специалистов.
2. Для повышения качества образования в стране осуществляется переход от тестовых моделей текущего и итогового контроля, аттестации и признания уровня квалификации к дискурсивно-оценочной модели.
Дискурсивно-оценочная модель образования основана на организации общения учителя и ученика таким образом, чтобы знания и умения формировались в решении актуальных задач жизнедеятельности учащихся и страны в форме проблемного обучения. Итогом обучения на каждом уровне образования считать решение актуальной задачи, которая оценивается как учеником, так и учителем. Закрепляется эта оценка решением ученического и педагогического коллективов. При этом задачи должны решаться учебным коллективом учеников совместно, формируя чувство взаимопомощи и поддержки, опоры на коллектив. Так восстанавливаются коллективные основы жизнедеятельности общества и государства, что является фундаментом национальной безопасности, основой боеготовности и боеспособности граждан защищать Отечество с оружием в руках.
3. Подготовка научных кадров высшей квалификации осуществляется в процессе решения актуальных задач для уровня кандидата наук и проблемы на уровне доктора наук. Решение об оценке уровня квалификации принимает научный коллектив, который осуществляет процесс подготовки кадров вышей квалификации. Данные коллективы формируются из специалистов высшей квалификации и экспертов в научных и образовательных учреждениях решением коллективного органа самоуправления организации о создании профильного диссертационного совета по направлению деятельности организации. Диссертационные советы осуществляют подготовку кадров высшей квалификации для обеспечения страны нравственными и грамотными научно-педагогическими кадрами.
Новый подход к подготовке кадров высшей квалификации предполагает не только обсуждение и присуждение ученой степени и звания, но широкую рассылку работы, ее дальнейшее обсуждение и оценку для того, чтобы ученый мог поддерживать свою квалификацию на высоком уровне.
Критерием оценки квалификации является решенная актуальная задача или проблема, подтвержденные экспериментальным путем. Необходимо также практическое внедрение результатов исследования в деятельность профессиональных коллективов других организаций.
Публикации результатов исследований должны осуществляться доступными и бесплатными инструментами, которыми располагают исследователи (публикации на информационных ресурсах, электронные издания, издания типографским способом). Задача публикаций результатов исследований – охватить профессиональную аудиторию, квалифицированное сообщество как Росси так и других государств мира, получить обратные связи и учесть их в своей дальнейшей работе.
4. Профессорско-преподавательский состав подтверждает свою квалификацию путем участия в исследованиях и публикации полученных результатов доступными средствами и инструментами, на бесплатной основе.
Решение о присуждении высшей квалификации принимает квалифицированное сообщество. Это решение не регистрируется органами публичной власти и не может быть отменено. Таким образом процесс подготовки и профессионального использования кадров высшей квалификации станет адекватным вызовам и угрозам безопасности страны.
5. Без изменения структуры и содержания подготовки кадров высшей квалификации невозможно обеспечить национальную безопасность. Эти структурные изменения должны носить нравственный и дискурсивно-оценочный характер.
6. Основным двигателем изменений в XXI веке станет мотивация обучающегося стать субъектом деятельности, осуществить «возрождение субъекта», стать влиятельным человеком и получить доступ к механизму распределения общественных благ.
Для этого необходимо создание и использования в педагогических системах учебников нового поколения, соответствующих национальному стандарту.
7. Содержание национального стандарта учебника составляют учебно-методические приемы, которые помогают учащимся улучшить социально-экономические отношения, придав им нравственное координирующее начало и дискурсивно-оценочный характер.
Игнорирование обратных социальных связей приводит любую систему к катастрофе, если она не учитывает при принятии решения сигналы опасности, которые в первую очередь посылают эксперты, ученые, специалисты.
Обратная социальная связь – это информация, которую генерирует наиболее образованная и просвещенная часть общества, анализирующая последствия политических и экономических решений. В этой информации находятся сигналы об актуальных угрозах и вреде, который возникает при принятии тех или иных значимых решений.
Обучение учащихся своевременному учету этих сигналов позволяет осуществить коррекцию принятого решения, что и позволяет избежать социально-экономической катастрофы.
8. Национальный стандарт учебника века включает в себя учебный и воспитательный блок, дополненный новой системой – дискурсивно-оценочными практиками. В учебнике должно быть ясно раскрыто, как именно при принятии любого решения по любому учебному предмету организовывать дискурсивно-оценочные практики. Это решение нужно преломить через призму ведения социально-ориентированной экономики, направленной не только на извлечение прибыли, но на решение общественно-значимых вопросов. Ученика важно учить обсуждать и оценивать социально-экономическое решение с нравственных позиций.
9. В национальный стандарт учебника, отражающего традиционные российский духовно-нравственные ценности, входят следующие требования:
Требование № 1. Автор учебника – это педагог-исследователь, который делиться результатами своего исследования с учениками. Новые знания – это знания о способах «возрождения субъекта», формирования социально-важных и профессионально-важных качеств личности, отражающих традиционные российские духовно-нравственные ценности. Содержание учебника должно быть направлено на развитие духовных, нравственных, интеллектуальных, физических качеств человека. Учебные действия планируются как коллективное познавательное и практическое действие учащихся, в ходе выполнения которого они получают новые знания, формируют умения.
Требование №2. Учить надо самой жизни и учить должна сама жизнь. Все учебные разъяснения и задания формируются исключительно на понятных примерах, взятых из жизни, которую наблюдают учащиеся. Недопустимо приведение учебного материала, не имеющего связи с решением практической задачи реальной жизни, в которую включены учащиеся. Должны демонстрироваться наглядные и убедительные примеры проявления традиционных российских духовно-нравственных ценностей, и в первую очередь приоритет духовного над материальным, то есть созидательной деятельности человека для других людей.
Требование № 3. Каждый учебный материал и задание по нему должны раскрываться ученику в ясной наглядно-образной форме, запускающей в его мышлении четкий ассоциативный ряд, формирующий новое понятие и упражняющий соответствующее практическое действие.
Требование № 4. Каждое задание по пройденному учебному материалу завершается дискурсивно-оценочной практикой. Оно обсуждается в учебном коллективе с учителем, педагогом. Отрабатывается учебный и воспитательные вопросы посредством участия в дискурсе, аргументации своей позиции, оценивании. Это позволяет осуществить самокоррекцию оценки учащегося, если она не будет соответствовать традиционным российским духовно-нравственным ценностям.
Требование №5. В учебном материале ясно показывается, как национальная безопасность, социально-экономический процесс укрепляются кадрами с развитыми социально-важными и профессионально-важными качествами, отражающими традиционные российские духовно-нравственные ценности.
Эти требования к созданию учебников нового поколения позволят осуществить социально-экономическое развитие страны и решить основную проблему нашего общества – проблему неравенства и дефицита справедливости.
10. В интересах национальной безопасности и социально-экономического развития страны управленческие кадры следует обучать обсуждению принимаемых решений с группами экспертов и массами граждан, использовать в качестве инструмента управления социальные фильтры.
Социальная фильтрация – это процедура, через которую пропускается каждый подчиненный, чтобы в режиме реального времени видеть уровень его нравственности и профессионального соответствия. Если уровень недостаточен, сотрудника вовремя ротируют. Это придает устойчивость и надежность управленческой системе.
Социальный фильтр создается путем монтажа в системе государственного управления и корпорациях дискурсивно-оценочных полей, доступ к которым ранжирован в зависимости от уровня управленца. Изучаются новые критерии пролонгированного социального отбора управленческих кадров и исполнителей. Если не прошел социальный фильтр, то в исполнительном органе такому руководителю не место, он токсичен, и может привести систему к катастрофе.
11. Для осуществления государственной кадровой политики осуществляется профилирование. В системе органов государственной кадровой политики проводятся исследования всей жизнедеятельности граждан, по результатам которых создаются модели жизнедеятельности, из которой, как частный случай, могут быть выделены модели социального и профессионального соответствия.
12. В системах подготовки и профессионального использования кадров должно проводиться изучение и моделирование профессиональной деятельности специалистов. Разрабатываются модели деятельности по всем должностям. Далее формируются модели деятельности по специальностям подготовки.
Исследования и уточнения моделей деятельности носят непрерывный характер для учета изменений, вносимых обстановкой с целью защиты и укрепления нравственных ценностей, обеспечения приоритета духовного над материальным в сознании и поведении человека.
Формирование и укрепление нравственных ценностей, образующих состав социально-важных качеств личности, осуществляется в процессе непрерывного обучения и воспитания на протяжении всей жизнедеятельности человека. Уточнение динамики социально-важных качеств личности, вызванное изменениями обстановки, немедленно отражается в содержании обучения и воспитания граждан.
13. Измерение социально-важных качеств личности осуществляется посредством группой экспертной и массовой этической оценки, а также дискурса - открытого публичного обсуждения.
При выявлении корыстных мотивов государственной и муниципальной службы специалиста осуществляется досрочное расторжение трудового контракта с таким специалистом государственной военной, гражданской или муниципальной службы.
При высоком уровне развития социально-важных качеств личности специалиста осуществляется поощрение такого специалиста и назначение его на более ответственную и руководящую должность.
14. Оценка качества подготовки выпускников, даваемая по месту их профессиональной деятельности, является одним из важнейших и общепризнанных критериев эффективности работы государственной системы подготовки кадров. Такая оценка дается в отзывах, которые составляются на каждого выпускника через год после окончания им образовательного учреждения, и выдаются в адрес руководителя этого учреждения. В государственной системе подготовки кадров должно быть организовано тщательное изучение отзывов с анализом причин отмечаемых недостатков, на основании которых должны вырабатываться меры по коррекции учебно-воспитательного процесса.
Основные этапы становления специалиста от 2 до 5 лет должны контролироваться государством. Недопустима подготовка специалиста, который после получения первого профессионального образования будет работать не по специальности. Это напрасная трата жизненного времени и ресурсов. Подготовка кадров и их профессиональное использование является неразрывным процессом, в котором основную роль играет профессиональное становление специалиста на первичной должности.
Этот процесс должен находиться под пристальным вниманием государственной системы подготовки кадров. Становление специалиста по эксплуатационной специальности занимает не менее 2 лет. Специалисту-разработчику необходимо 5 лет для становления. Недопустимо распределение выпускников не по специальности.
За организацию становления специалиста отвечают профессиональная организация и выпускающее подразделение образовательного учреждения (кафедра института, университета, академии). Их совместные усилия направленны на обеспечение занятости, работе по специальности, доподготовке по специальности, организуемой мастерами и высококлассными специалистами профессиональной организации.
15. Основу государственной образовательной политики составляет процесс подготовки и профессионального использования специалистов. Реализация государственной кадровой политикой относится к компетенции государственных органов власти, в подчинении которых находятся кадровые службы, научные и образовательные учреждения, учебно-производственные организации. Эта политика реализуется через изменение внешних условий функционирования и структуры кадровых служб, научных и образовательных учреждений, учебно-производственных организаций путем установления организационно-штатной структуры, определения перечня специальностей подготовки, паспортов специальностей, формирования учебных программ и комплексов, финансирования, строительства объектов недвижимости и так далее.
Органы государственной власти задают идеальную модель подготовки и профессионального использования специалистов. Научные, образовательные и профессиональные организации конкретизируют установки органов государственной власти, обнаруживают и устраняют отклонения хода учебно-воспитательного процесса от его идеальной модели, заданной органом государственной власти.
16. Повышение эффективности управления процессом подготовки и профессионального использования специалистов осуществляется путем формирования управленческих, учебных и профессиональных коллективов в управляемых кадровых службах, научных, образовательных, профессиональных организациях.
Основные понятия, используемые в новой системе образования
1. Кадровое обеспечение национальной безопасности (далее – кадровое обеспечение национальной безопасности) – процесс подготовки и профессионального использования специалистов по всему спектру профессий, у которых сформированы социально-важные и профессионально-важные качества, необходимые для решения задач национальной безопасности и социально-экономического развития страны.
2. Подготовка специалистов – процесс воспитания и профессионального обучения нравственной и компетентной личности, направленной на активную защиту основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, социально-экономическое развитие страны.
3. Профессиональное использование специалистов – процесс назначения, становления и применения специалистов в интересах обеспечения национальной безопасности и социально-экономического развития страны.
4. Содержание подготовки специалистов - это процесс изучения профессиональной деятельности, ее моделирование и отражение в содержании обучения и воспитания кадров, направленный на обеспечение готовности и способности противодействовать вызовам и угрозам национальной безопасности, осуществлять эффективную социально-экономическую деятельность.
5. Под приоритетом духовного над материальным понимается процесс созидательного труда человека.
6. Созидание – это когда человек отдает другим больше, чем получает взамен.
7. Нравственность – безвредное и созидательное поведение человека по отношению к самому себе и другим людям.
8. Система обеспечения государственной кадровой политики - совокупность осуществляющих реализацию государственной кадровой политики органов публичной власти и находящихся в их распоряжении инструментов.
9. Дискурсивно-оценочный метод - способ организации общественных отношений посредством групповой экспертной и массовой этической оценки социально-значимых решений.
10. Коллектив - социальная группа, в которой сформирована нравственная атмосфера, характеризующаяся следующими признаками:
1) внутренним единством идей, целей, задач;
2) совместным способом деятельности;
3) взаимовыручкой и поддержкой друг друга по принципу один за всех и все за одного;
4) самоуправлением;
5) каждый член коллектива играет роль исполнителя при решении одной задачи, и руководителя при решении другой задачи;
6) возможностью каждому члену коллектива завоевать авторитет в форме общего признания социального и профессионального соответствия занимаемой должности или роли;
7) дружбой, спокойствием и уверенностью в будущем каждого члена коллектива;
8) члены коллектива не вредят друг другу, и созидают друг для друга, что обеспечивает им сохранность психического и соматического здоровья;
9) чувство гордости за принадлежность к коллективу каждого его члена и руководителя;
10) совместное обсуждение и принятие управленческих решений.
11. Экосоциальная технология – это воспроизводимое средство для достижения цели. Её суть проста: организация профессионального и общественного обсуждения и оценки конкретного социально-значимого решения. Субъектами этих решений являются должностные лица органов власти. Объектами обсуждения и оценки – проекты и или действующие нормативные, законные и подзаконные акты, административные решения, распоряжения, постановления и приказы. Результат оценки и обсуждения коррекция данных решений с учетом мнения профессионалов (экспертов и специалистов) и масс граждан. Коррекция административного решения возможна на всех этапах управленческого цикла – целеполагание, планирование, мотивация, организация, исполнение, контроль.
Литература
Чигирев В. А. О перспективах развития личности и государства. Нравственный путь безнравственной цивилизации / Под ред. П. И. Юнацкевича. – СПб.: Институт собственности 2004. – 44 с.
Чигирев В. А. Идеология нравственности / Под ред. П.И. Юнацкевича. – СПб.: Институт собственности, 2004. – 20 с.
Чигирев В. А. Нравственный путь безнравственной цивилизации / Серия книг: Теория и методика профессионального образования и воспитания взрослых / Под ред. П. И. Юнацкевича. – СПб.: Институт нравственности, 2005. – 72 с.
Агафонов С. Ю., Горюнков С. В., Чигирев В. А., Юнацкевич П. И. Демократия умерла? Да здравствует демократия / Серия книг: Теория и методика профессионального обучения и воспитания взрослых. – СПб.: Институт нравственности, 2005. – 32 с.
Агафонов С. Ю., Горюнков С. В., Матвейчук Е. Ф., Чигирев В. А., Юнацкевич П. И. Глобальное управление и нравственный принцип / Серия книг: Теория и методика профессионального обучения и воспитания взрослых / Под редакцией В. А. Чигирева. – СПб.: Институт нравственности, 2006. – 20 с.
Юнацкевич П. И. Философские основы строительства социального государства: идеология нравственности / Под ред. В. А. Чигирева / Серия книг: Теория и методика профессионального обучения и воспитания взрослых. – СПб.: Институт нравственности, 2006. – 10 с.
Горюнков С. В., В. А. Чигирев, П. И. Юнацкевич. Нравственное возрождение России и проблема смены мировоззренческой парадигмы: Учебно-методическое пособие / Под ред. В. А. Чигирева / Серия книг: Нравственный путь человечества. – СПб.: Институт нравственности, 2007. – 32 с.
Юнацкевич П. И. Нравственный кодекс Педагога России / Серия книг: Нравственный путь человечества. – Челябинск: Институт нравственности, 2007. – 18 с.
Юнацкевич П. И. Основы нравственного учения для государственных служащих: Учебное пособие / Под редакцией В. А. Чигирева/ Серия книг: Нравственный путь человечества. – Челябинск: Институт нравственности, 2007. – 120 с.
Чигирев В. А., Юнацкевич П. И. Обоснование автоматизированной системы демократизации государственного управления и индивидуализации воспитательного процесса «Глобальная нравственность» (ГЛОН). – СПб.: ПАНИ, 2008. – 24 с.
Юнацкевич П. И., Чигирев В. А. Путь России к социальному государству: Методическое пособие для нравственного просвещения. – СПб.: Институт нравственности, 2008. – 10 с.
Юнацкевич П. И. Беседы о нравственности государственных служащих: Методическое пособие для государственного строительства. – СПб.: Институт нравственности, 2008. – 38 с.
Юнацкевич П. И., Чигирев В. А. Технология свободы: Методическое пособие для нравственного просвещения. – СПб.: Институт нравственности, 2008. – 8 с.
Непрерывное образование взрослых для государств-участников СНГ
https://ips.ast.social/914-nepreryvnoe-obrazovanie-vzroslykh-dlya-gosudarstv-uchastnikov-sng.html
Образование третьего тысячелетия: философия, методология и технологии
https://ips.ast.social/883-2016-11-27-10-28-34.html
Дискурсивно-оценочная этика или новая этика
https://iov.ast.social/news/1147-ink028.html
https://iov.ast.social/news/1142-ink023.html
https://iov.ast.social/news/1133-ink019.html
https://iov.ast.social/news/1127-ink015.html
История образования древних славян
https://iov.ast.social/868-2016-10-04-20-52-10.html
https://iki.ast.social/menu-news/12-isub002.html
Человечество хотят сократить. Что же делать человечеству?
https://iki.ast.social/menu-news/11-isub001.html
Как ужиться разным поколениям в вопросах семейного воспитания
https://rpi.ast.social/menu-news/53-iip036.html
Новейшие технологии управления и патриотического воспитания для Росгвардии
https://rpi.ast.social/menu-news/52-iip035.html
Женщины за нравственный путь человечества
https://rpi.ast.social/menu-news/34-iip017.html
Долголетие. Как продлить себе жизнь
https://rpi.ast.social/menu-news/33-iip016.html
https://rpi.ast.social/menu-news/32-iip015.html
https://rpi.ast.social/menu-news/30-iip013.html
https://rpi.ast.social/menu-news/31-iip014.html
Проект государственной кадровой политики
https://rpi.ast.social/menu-news/28-iip011.html
Концепция государственной кадровой политики
https://rpi.ast.social/menu-news/27-iip010.html
https://rpi.ast.social/menu-news/25-iip009.html
Резолюция Всероссийского образовательного форума "Кадры решают всё"
https://rpi.ast.social/menu-news/23-iip007.html
Актуальные вопросы рынка труда и их решения
https://rpi.ast.social/menu-news/22-iip006.html
Всероссийский форум. Доклад: Нравственные и квалифицированные кадры решают всё
https://rpi.ast.social/menu-news/21-iip005.html
https://rpi.ast.social/menu-news/20-iip003.html
Новиков Сергей Владимирович
командующий Миротворческими Силами
генерал-лейтенант
Профессор Института экосоциальных технологий
Данные для цитирования:
Новиков С.В. Философия, методология и технология образования XXI века. – Санкт-Петербург, Институт экосоциальных технологий, 2024. – 28 с.